Шри Ауробиндо о Ведах (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 4)
Шри Ауробиндо о Ведах
Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 4
Шри Ауробиндо изучал Веды, Упанишады и Гиты не для того, чтобы интерпретировать их в свете какой-то философии, сформулированной его умом, а для того, чтобы увидеть, какое подтверждение они дают тому объему духовного опыта, который накопился в нем за годы его концентрированной тапасьи.
Его знакомство с Ведами было далеко не случайным. В те дни много обсуждалось предполагаемое вторжение ариев в дравидийскую Индию в далекие времена, историческая вражда между двумя различными видами человечества и тому подобное. Желая узнать, что говорят по этому поводу древние гимны Веды, Шри Ауробиндо взялся за изучение Риг-Веды. Вскоре, однако, он был вынужден оставить первоначальный вопрос и продолжить изучение в других направлениях мысли и психологических опытов, которые открылись его видению в этих гимнах. Он увидел там расположение определенных божеств, которое соответствовало его собственным реализациям в Йоге. Этот факт побудил его двинуться глубже и в ином направлении, нежели он изначально предполагал.
Его исследования открыли, что ритуалистическое содержание Веды, которое так усердно отстаивали Саяна и другие комментаторы подобного толка, и натуралистический характер, отмечаемый западными учеными, были лишь внешними обрамлениями, внешними аспектами хранящегося тела духовного знания и опыта древних. За обманчивой видимостью скрывался глубокий пласт истории и летописи внутреннего общения между риши — предводителями арийского общества той эпохи — и богами, Силами творческого Божества. Внешний ритуал повсеместно сопровождался внутренним процессом самопосвящения и самоотдачи высшим Божественным Силам Космоса. Шри Ауробиндо припомнил авторитетное высказывание старого лексикографа и этимолога Яски о том, что Веда имеет тройное значение — ритуальное, относящееся к космическим Богам, и относящееся к себе — душе человека, adhiyajña, adhideva, adhyātma. Также неоценимую помощь в понимании гимнов на нескольких уровнях оказало наблюдение Яски о том, что корни в санскрите имеют множество значений. Шри Ауробиндо изложил результаты своих исследований в серии эссе под названием «Тайна Веды», а затем опубликовал книгу «Избранные Гимны» с комментариями, иллюстрирующими и обосновывающими его подход. Главной идеей, если привести довольно обширные цитаты из его трудов, было следующее:
«Гимны были написаны на той стадии религиозной культуры, которая соответствовала аналогичному периоду в Греции и других древних странах, стадии, на которой существовало двойное обличие существовавшей религии, внешнее для простых людей, profanum vulgus, и внутреннее для посвященных, ранний период Мистерий. Ведические риши были мистиками, которые хранили свои внутренние знания для посвященных; они оградили их от простых людей, используя целую систему символов, которые не могли быть с легкостью поняты непосвященными, но были совершенно ясны и систематичны, когда тайна этих символов уже была раскрыта. «Эти символы концентрировались вокруг идеи и формы жертвоприношения; ведь жертвоприношение было универсальным и центральным институтом превалирующего культа. Гимны были написаны вокруг этого процесса и понимались простыми людьми как ритуальные песнопения в честь богов природы — Индры, Агни, Сурьи, Рудры, Вишну, Сарасвати, с целью получить с помощью жертвоприношения дары богов — коров, лошадей, золото и другие виды богатства пастушеского народа, победу над врагами, безопасность в путешествиях, сыновей, слуг, процветание, всевозможные материальные блага. Но за этой маской примитивного и материалистического натурализма скрывался другой, эзотерический культ, который раскрылся бы, если бы мы смогли проникнуть в смысл ведических символов. И тогда вся «Риг Веда» станет понятной, последовательной, изящно сотканной и в то же время прозрачной материей.
«Внешнее жертвоприношение в этих эзотерических терминах представляло собой внутреннюю жертву самоотдачи и общения с богами. Эти боги — силы, внешне имеющие физическую, внутренне — психологическую природу. Так, Агни внешне — физический принцип огня, но внутренне — бог психического божественного пламени, силы, воли, Тапаса; Сурья внешне — солнечный свет, внутренне — бог озаряющего откровенного знания; Сома внешне — луна и вино Сома или нектарное лунное растение, внутренне — бог духовного экстаза, Ананды. Главной психической концепцией этого внутреннего ведического культа была идея Сатьям, Ритам, Брихат, Истины, Закона, Необъятного. Земля, воздух и небо символизировали физическое, витальное и ментальное бытие, но эта Истина располагалась на Большом Небе, основе тройной Бесконечности, действительно и явно упомянутой в ведических риках, и поэтому означала состояние духовного и супраментального просветления. Попасть за пределы земли и неба в Свар, Солнечный мир, место этого озарения, дом богов, основу и место пребывания Истины, было достижением первых Отцов, pūrve pitaraḥ, и семи Ангираса-риши, основавших ведическую религию. Солнечные боги, дети Бесконечности, родились в Истине, и Истина была их домом, но они спустились на нижние планы и выполняли на каждом плане свои соответствующие функции, свои ментальные, витальные и физические космические движения. Они были хранителями и приумножителями Истины в человеке и посредством Истины, ṛtasya patha, вели его к блаженству и бессмертию. Они должны были быть призваны в человеческое существо: и увеличены, в своем существовании сформированы в нем, привнесены или рождены, devavīti, расширены, devatāti, объединены в своей универсальности, vaiśvadevya.
«Жертвоприношение одновременно представлялось как подношение и поклонение, битва и путешествие. Оно было центром битвы между богами, которым помогали арийские люди, с одной стороны, и титанами или разрушителями с противостоящей стороны, дасью, вритрами, пани, ракшасами, позже названными дайтьями и асурами, силами лжи, разобщенности и тьмы. Это было путешествие, потому что жертва возносилась от земли к богам на их небеса, а также потому, что она прокладывала путь, по которому сам человек восходил к дому Истины. Это путешествие, которому противостояли дасью, воры, грабители, похитители, захватчики (вритры), само по себе было битвой. Подношение было внутренним подношением. Все подношения внешнего жертвоприношения, корова и ее приплод, конь, сома были символами посвящения внутренних сил и переживаний Владыкам Истины. Божественные дары, коровы божественного света, символизируемые стадами солнца, конь силы и власти, солнце внутреннего божества или божественного человека, созданного жертвоприношением, и так далее по всей цепочке. Этому символическому дублированию способствовало двойное значение ведических слов; например, go означает одновременно корову и луч; коровы зари и солнца, небесные боги Гелиос, являются лучами бога солнца, владыки откровения, так же как в греческой мифологии бог солнца Аполлон является также владыкой поэзии и пророчества; ghṛta означает топленое масло, но также и сияющую субстанцию; soma означает вино из лунного растения, но также и восторг, мед, сладость, мадху. Такова основная концепция, все остальные характеристики являются вспомогательными по отношению к этой центральной идее».
Таким образом, путь ведических провидцев был направлен на позитивное осуществление жизни в этом мире. Земля — поле действия и достижения с Природой, Человеком и Богами в качестве участников, цель — полное проявление Высшего Солнца Гностического Света в человечестве. Шри Ауробиндо надеялся развить этот метод, изучая каждый рик Риг-Веды. Он сделал это с большинством гимнов Агни, некоторыми гимнами Индры, Сомы и других божеств. Но другие неотложные дела не позволили продолжить работу над этой темой. Однако его ученик, Шри Капали Шастриар, написал «Сиддханджну», комментарий к первой аштаке Риг-веды (первой восьмой) на санскрите вместе с исчерпывающим предисловием, в точности следуя методу эзотерической интерпретации Шри Ауробиндо. Эта работа была переведена на английский язык.
М.П. Пандит