М.П. Пандит - Практика Мантры и Джапы

Практика Мантры и Джапы

Традиция мантры и джапы в Индии восходит к древним временам риши Веды. Что такое джапа? Джапа – это повторение мантры, мощного слога или слогов, слова или сочетания слов, совершаемое с целью постижения истины, заложенной в мантре.

М. П. Пандит 

М.П. Пандит – Практика Мантры и Джапы

1. Метод и Научное Обоснование
Практики Мантры и Джапы

Божественна Она,
далеко сияет Ее Слава.
Ригведа, т. 80. 3.

Это было в те дни нашего Ашрама, когда Мать по утрам ежедневно давала Благословения всем его обитателям и посетителям. Их было около тысячи человек, и обычно все выстраивались в очередь и получали Ее Благословения индивидуально, вся процедура занимала почти час. Однажды молодая девушка, совершавшая джапу имени Матери, как часть своей садханы, обнаружила, что мантра МАТЬ, МАТЬ, МАТЬ спонтанно повторяется в её сердце, пока она стояла в очереди за благословениями. Перед ней было не менее двадцати человек. Каково же было ее удивление, когда она увидела, как Мать посмотрела прямо на нее, в то время как она стояла в таком отдалении! Зов Мантры, явно достиг Матери, и она незамедлительно откликнулась на неё даже физически.

Это является подтверждением, если оно кому-то необходимо, действенности Нама-Джапы, джапы Святого Имени. Традиция джапы в Индии восходит к древним временам Ведических Риши. «Зная, произнеси Его имя», — повелевает Диргатамас (Рв. 1.156.3). «Из всех Ягий, Я — Джапа-Ягья», — провозглашает Господь Шри Кришна Арджуне (Б.Гита, X.2). «Джапа приносит плоды всех других Ягий», — говорится в «Тантрасаре».

Что такое Джапа? На чем она основана? Каков её процесс? Джапа — это повторение мантры, могущественного слога или ряда слогов, слов или комбинации слов, совершаемое с целью осознания истины, воплощенной в мантре. Объект может быть обыденным, таким как достижение изобилия, здоровья, силы; или он может быть духовным, такм как, обретение Бога в одном или многих из Его аспектов. В любом случае мантра, выбранная для джапы, заключает в себе необходимую силу, и путем постоянного повторения при соблюдении надлежащих условий эту силу можно пробудить к действию для достижения цели. Вибрации, возникающие при каждом повторении мантры, создают в тонкой атмосфере условия, приводящие к осуществлению задуманной цели. Божественное Имя, например, обладает способностью отпечатывать и формировать сознание, которое повторяет его, в природу Божества, стоящим за этим Именем, и подготовить его к восприятию формирующегося Откровения Божества.

В основе метода Джапы лежит древнее знание мудрецов всего мира о том, что в основе всего Творения находится Звук. Вселенная возникла из Нада Брахмана, Брахмана в форме Звука. Каждый звук имеет форму, тонкую форму, которая невидима физическому глазу. Точно так же каждая форма творения имеет свой собственный звуковой эквивалент, звук, который предшествовал её формированию на более тонких планах существования. Когда этот конкретный звук воспроизводится — даже в его транскрипции на человеческом уровне в форме нашей речи — вайкхари, как его называют, — он приводит в действие те самые вибрации, которые призвели его на свет и, следовательно, могут породить эту сущность. Таким образом, риши воспринимали звуковые тела Дэвов, Божеств, в своем духовном видении и звуковом восприятии, и они установили их как мантры, как слова  Призыва соответствующих Божеств. Когда мантра произносится эффективно, она приводит в движение вибрации, вызывающие соответствующее Божество в атмосферу, где она произносится. Таков вкратце принцип, лежащий в основе мантры и джапа-йоги. То, что звук обладает формой, — это истина, которая сегодня подтверждается Наукой, с противоположной сторны. Свами Шивананда в своей книге о джапа-йоге [1] дает интересную информацию по этому вопросу. Он пишет:

«Индуистские книги по музыке говорят нам, что различные музыкальные мелодии, Раги и Рагини, имеют каждую особую форму, которую эти книги наглядно описывают. Например, Мегха Рагха считается величественной фигурой, сидящей на слоне. Васанта Рага описывается как красивый юноша, украшенный цветами. Все это означает, что определенная Рага или Рагини, если ее правильно петь, производит последовательные эфирные вибрации, которые создают особую форму, которая считается ее характерной чертой. Эта точка зрения недавно была подтверждена экспериментами, проведенными миссиз Уоттс Хьюз, талантливым автором «Голосовых фигур»… (Она поет в простой инструмент под названием эйдофон, который состоит из трубки, приемника и гибкой мембраны, она находит, что каждая нота принимает определенную и постоянную форму, проявляющуюся через чувствительную и подвижную среду. Сначала она поместила крошечные семена на гибкую мембрану, и колебания воздуха, вызванные издаваемыми ею нотами, превратили их в определенные геометрические узоры.

После этого она использовала различные виды пыли, особенно подходящей оказалась коподиевая пыль. Репортёр, описывая форму нот, говорит о них, как о замечательных откровениях геометрии, перспективы и штриховки; «Звезды, спирали, змеи и фантазии, бунтующие в богатстве увлекательного методического дизайна». Таковы были первые открытия. Однажды, когда миссис Хьюз пела ноту, появилась и исчезла маргаритка. … Она знает точные интонации конкретной ноты, которая является маргариткой, и она становится постоянной и определенной благодаря странному методу чередования крещендо и диминуэндо. После того, как зрители с восхищением лицезрели серию ромашек, некоторые из которых с последовательными рядами лепестков, в мельчайших деталях, им были показаны другие ноты, и это были ромашки необычайной красоты … изысканные формы сменяли одну за другой на экране. За цветами последовали рядом монстрообразных фигур, змеевидные форм набухающих округлостей, полных света, тени и деталей…

«Находясь во Франции, пение мадам Финланг гимна «Аве Мария» проявило образ Марии с младенцем Иисусом на коленях, и снова пение гимна Бхайраве бенгальским студентом Банараса, обучающимся во Франции, проявило образ божества Бхайравы с его спутником, собакой».

И это восприятие присущей звуку силы, шабда, с замечательным успехом использовалость индийскими адептами йоги, которые привели свои знания и опыт к точной Науке. Традиция продолжается по сей день и поддерживается её приверженцами, особенно в Южной Индии, где их число по-прежнему значительно.

2. Условия для эффективной
практики Мантры и Джапы

Однако существуют определенные условия, только при соблюдении которых джапа имени или мантры может дать желаемые результаты. Если джапа преимущественно полагается на ум, тогда должно быть ясное осознание важности и значения Мантры; должно быть понимание, которое переживается вновь и вновь, с каждым повторением мантры. Образ призываемого Божества или аспекта Истины необходимо постоянно удерживать в уме. Или, если джапа совершается в сердце, повторение должно сопровождаться сильным чувством и интенсивностью с каждым повторением. Джапа должна подняться на волне глубоких эмоций. Всё сердце должно биться в унисон с мантрой, которая таким образом набирает силу, обретает новую жизнь в практикующем и со временем начинает самопроизвольно повторяться без каких-либо совершаемых усилий. Даже если ни одно из вышеперечисленного невозможно — ни мысленного отождествления, ни наполнения жизнью и чувством из сердца, — должна быть по меньшей мере сильная вера в Мантру. При длительном повторении с такой верой, мантра создает вибрации, оказывающие давление на слои внутреннего сознания, до тех пор, пока однажды произойдет внезапное открытие, и Истина, заключенная в мантре, раскроет себя сознанию.

В поразительном отрывке из своего эпоса «Савитри» Шри Ауробиндо описывает:

Когда мантра погружается в слух Йогина,
Её послание входит пробуждая слепой мозг
Что сохраняет в темных невежественных клетках её звук;
Внимающий слышит форму слов,
И, размышляя об идее, что скрыта в ней,
Читает её тщетно, корпящим от усилия умом,
Лишь находя светлые догадки, а не воплощенную истину:
Затем, погрузившись в тишину, с намереньем познать,
Он открывает глубокий слух своей души;
Где слово вторит себя в колебаньи ритма;
Мысль, видение, чувство, ощущение, само тело
Захватываюся неизменно, и он претерпевает
Экстаз и бессмертное преображение
Он чувствует Широту и становится Силой,
Всё знание устремляется в него, подобно морю:
Преобразованый лучем духовным белым,
Он движется в распахнутых небесах радости и покоя,
Видит лик Бога и слышит трансцендентную речь.

Савитри» Книга IV. Песнь III)

Мы не принимаем всерьез утверждение, что джапа эффективна независимо от того, практикуется ли она со знанием её значения или без такового. Когда кто-то повторяет мантру, не осознавая смысла и не остваясь достаточно бдительным, чтобы отождествить себя с духом мантры в своих чувствах, возникает своего рода механическая привычка. Рот, а может быть даже часть ума, могут повторять джапу, в то время как остальная часть существа может быть занята чем-то другим. Такая джапа не окзывает какого-либо существенного изменения в повседневной работе сознания. Практика рутинизируется на поверхности, не вызывая каких-либо ценных изменений в движениях ума и жизни. Я знаком с одним таким человеком, который утверждал и, возможно, совершил джапу сотни миллионов раз. Каждое утро люди слышали, как он бормочет мантру во время своей ежедневной прогулки, и это продолжалось годами. И все же, когда однажды посетитель неожиданно спросил его, о значении мантры в его джапе, он не смог дать ответа, он признался, что полностью забыл его! Истории из Пуран и подобной литературы, восхваляющие результаты джапы, совершаемой несознательно или без малейшего понимания её значения, в основном являются благонамеренными восхвалениями, используемыми только для того, чтобы подчеркнуть её величие, и их не стоит понимать буквально.

Последнее слово по этому поводу было сказано в «Маханирвана-тантре», где говорится: «Мантра не приносит плодов, даже если её повтоярть миллионы раз, если садхак не знает значения или направленности Мантры. (III. 31.35)

Tad japah tad artha-bhāvanam, «её повторение и понимание её смысла», — как утверждает Патанджали.

3. Практические Указания
по Выполнению Мантры и Джапы

Шандилья-упанишада, говорит что есть два вида джапы: вачика и манаса. Манаса-джапа сочетается с ментальной медитацией. Вачика-джапа двояка: громкая и тихая. Таким образом, всего существует три вида:

  1. Вачика или вайкхари: мантра произносится ясно, отчетливо и громко.
  2. Упамшу, низкий: слова произносятся отчетливо, но очень низким тоном, так что только тот, кто повторяет, знает их. Только губы шевелятся.
  3. Манаса, или ментальная джапа: здесь нет движения ни голосовых органов, ни губ, ачала-джихва, даш анаваранах. Происходит непрерывная медитация на значение джапа-мантры, слог за слогом, слово за словом.

Обычно в традиционном методе выполнения джапы фиксируется количество повторений мантры за один цикл или общее количество повторений, необходимое для выполнения расписания. Известно, что числа имеют оккультное значение, но нам нет нужды вдаваться здесь в эту тему. Достаточно сказать, что для подсчета чисел обычно используются четки. Четки, или джапа-мала, обычно содержат 108 бусин, одна из которых больше остальных; бусина большего размера зовется Меру. Бусины перекатываются большим и средним пальцами правой руки. Меру нельзя пересекать. Когда человек достигает Меру, это означает, что джапа была проделана 108 раз, и пальцы должны двигаться назад от последней бусины еще 108 раз и так далее. Количество выполнений малы обычно считается, передвигая большой палец левой руки по трем линиям каждого пальца левой руки.

4. Мантры Различных Богов

У каждого Божества есть своя Мантра. Для одного и того же Божества существуют разные мантры, соответствующие различным аспектам его проявления. Таким образом, количество мантр, используемых для джапы, довольно велико. Кроме того, есть несколько видов мантр (будь то ведического или тантрического характера). Есть первые полноценные призывы, молитвы, такие как Мритьюнджая Мантра, которая гласит:

त्रयम्बकं यजामहे सुगन्धिं पुष्टिवर्धनम् ।
उर्वारुकमिव बन्धनान्मृत्योर्मुक्षीय मामृ।ातात

Tryambakam yajāmahe sugandhim puṣṭivardhanam,
Urvārukamiva bandhanān-mṛṭyor mukṣīya mā’ mṛtāt.

[Мы поклоняемся Отцу трех миров, Трямбаке благоприятной Славы, увеличивающему полноту и силу. Да отделюсь я от Смерти, как огурец от скорлупы (или стебля), а не от Бессмертного. ]

Эта мантра, обращенная к Рудре, является чрезвычайно мощной мантрой, направленной на защиту от угрозы для жизни, на увеличение жизненной энергии, не говоря уже о ее духовной действенности.

Также есть знаменитая Гаятри, обращенная к Савитру:

तत् सवितुर्वरेण्यं भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ।।

Tat savitur varenyam bhargo devasya dhīmahi,
Dhiyo yo naḥ pracodoyāt.

(Тат савитур вареньям бхарго девасйа дхимахи,
Дхийо йо нах прачодоят.)

[Мы медитируем на превосходное великолепие Господа Савитра. Пусть он наполняет наши мысли. ]

Оно обращено к верховному Господу всего Знания и Силы, к «Сиянию, исходящему из Высшего Источника, в котором сосредоточено все творческое движение Несотворенного, являющееся конечным истоком всех движений в творении». Пусть этот Свет вдохновляет и наполняет энергией наши мысли». (Перевод Шри Капали Шастри)

Существует ряд других мантр Гаятри, подобных приведенной выше, обращенных к другим Божествам, таким как Махадева (Рудра), Ганеша, Вишну, Лакшми, Сарасвати и т.д. 

Ниже мы приведенм несколько типичных Гаятри мантр: 

Ганеша Гаятри:

 तत् पुरुषाय विद्महे वक्रतुण्डाय धीमहि ।
तन्नो दन्तिः प्रचोदयात् ।।

Tat puruṣāya vidmahe vakratunḍāya dhīmahi
Tanno dantiḥ pracodayāt.

(Тат пурушайа видмахе вакратундайа дхимахи
Танно дантих прачодайат.)

[Пусть мы познаем Верховную Личность.
Мы медитируем на Вакратунду.
Пусть Он (Дантин) наполняет нас.]

Рудра Гаятри:

तत् पुरुषाय विद्महे महादेवाय धीमहि ।
तन्नो रुद्रः प्रचोदयात् ।।

(Тат пурушайа видмахе махадевайа дхимахи
Танно Рудрах прачодайат.)

[Пусть мы познаем Верховную Личность.
Мы медитируем на Махадеву.
Пусть Он (Рудра) наполняет нас.]

Вишну Гаятри:

नारायणाय विद्महे वासुदेवाय धीमहि ।
तन्नो विष्णुः प्रचोदयात् ।।

Nārāyaṇāya vidmahe vāsudevāya dhīmahi
Tanno Viṣunḥ paracodayāt.

(Нараяная видмахе васудевайа дхимахи
Танно Вишунх парачодайат.)

[Да познаем мы Нараяну.
Мы медитируем на Васудеву.
Пусть Он (Вишну) наполняет нас.]

Дурга Гаятри:

महाशूलिन्यै विद्महे महादुर्गायै धीमहि ।
तन्नो भगवति प्रचोदयात् ।।

Mahāśūlinyai vidmahe māhadurgāyai dhīmahi
Tanno bhagavati pracodayāt.

(Махашулиньяи видмахе махадургаяи дхимахи
Танно бхагавати прачодайат)

[Можем ли мы узнать Махашулини.
Мы медитируем на Махадургу.
Пусть Она, Божественная, наполняет нас. ]

Далее следуют более короткие мантры приветствия, провозглашающие и подтверждающие полное подчинение Божеству:

Мантра Шивы:

Ом Намах Шивайя (Ом, Приветствие Шиве!)

Эта мантра называется панчакшара, поскольку состоит из пяти букв.

Мантра Хари:

Ом Намо Нараяна (Ом, Приветствие Нарайяне!)

Это называется аштакшара (восьмибуквенная) мантра.

Мантра Шри Кришны:

Ом Намо Бхагавате Васудевайя (Ом, приветствие Господу Васудеве!)

Мантра Шри Деви:

Ом Шри Дургаяйи Намах (Ом, приветствие Шри Дурге!)

Махавакьи, Великие Утверждения, из Упанишад, такие как:

Ахам Брахма’сми (Я Брахман),
Сохам (Он я)

также используются для джапы и медитации искателями традиции Веданты.

Наконец, мы подходим к мантрам, состоящим из отдельных или составных букв, известных как биджа-мантры, семенные мантры. Буквы, составляющие такие мантры, — это биджа акшары. Каждое Божество представлено своей собственной биджа акшарой, которая в человеческой речи является ближайшим эквивалентом формулировке нада, вибрации звука, возникающей в момент проявления этого Божества.[3] И эти аксары или мантры, составленные из них, используются как термины вызывания этих Божеств. Самая известная из этих семенных мантр — это Пранава, ОМ, которая означает и символизирует Бесконечный Брахман. 

Мы также упоменем несколько других:

Krīṃ — это мантра для Кали (Ka — это Кали, ra — Брахма, ī — Махамая, нада означает Мать вселенной, а бинду — рассеиватель печали).

Хрим – для Махамайи или Бхуванешвари. (Ха — Шива, Ра — Пракрити, И — Махамайя, нада — Мать вселенной, бинду — рассеиватель печали.)

Шрим – для Махалакшми,

Аим – для Сарасвати

Дум для Дурги,

Хум – для Шивы.

Не следует думать, что только те мантры, которые были переданы по традиции, являются священными, и никакие другие мантры не могут быть выбраны для джапы. В бесконечном проявлении Славы Божественного существует множество Истин, которые постоянно формулируют себя и так воспринимаются Провидцами. Некоторые из них стремятся к выражению и находят подходящие мантрические тела в духовном Сознании Великих Йогинов. Это тоже мантры, столь же могущественные и непогрешимые, как и мантры, произнесенные риши древности. В качестве примера можно привести Гаятри Мантру Шри Ауробиндо, которой посвящен следующий раздел.

5. Практика Мантры и Джапы
в Интегральной Йоге

Какой бы ни была мантра, самое важное условие ее действенности – она должна быть живой. В каждой мантре есть чайтанья, сознание, и его нужно пробудить. Обычно это делает Гуру, который дает мантру. Он заряжает мантру своей духовной силой, приводит ее в движение и передает ее в существо ученика. После этого получатель должен сам поддерживать и питать жизнь полученной Мантры, позволить ей внедриться в сердцевину его существа, распространяясь по всему его сознанию. И это делается посредством веры, преданности, усердного и любящего повторения. Он должен научиться лелеять и любить Мантру саму по себе, а не как средство или процесс для достижения цели. При таком почитании Мантра становится единым целым с ним и начинает повторяться спонтанно, без каких-либо усилий с его стороны. Далее остается только слушать этот голос Мантры, пока в глубине души она не проявит себя как не что иное, как то самое Божество, к которому обращаются. Таков в целом ход успешной джапа-садханы. Но могут быть – и бывают – случаи, когда Мантра получена не от Гуру-человека. Человек может получить ее во сне или через внутренний Голос в состоянии бодрствования. Или же можно просто выбрать подходящую Мантру и сконцентрироваться на ее Джапе с полной верой. Посредством простой просьбы пробуждается присущая мантре сила, и садхак становится на путь джапа-садханы. Но это трудно и редко удается.

Остается только один вопрос: каково место Джапы в Йоге Шри Ауробиндо?

Джапа не является неотъемлемой частью этой садханы. Она может быть использована в процессе Йоги, но не является обязательной. Концентрация психических энергий, очищение нервной системы и формирование сознания на пути бхакти – все это осуществляется посредством другого Движения. Устремление, медитация и самоотдача Божественному – вот основные средства, с помощью которых осуществляются эти необходимые шаги в Йоге. Именно Божественная Шакти вливается в человека и действует в нем в ответ на его призыв и по мере его открытости, осуществляет садхану наиболее подходящим для развития и природы садхака способом. Если джапа признана целесообразной или же она предпочитается самим существом, то что может быть более естественным, чем взять священное Имя Матери, которая хранит в Себе, среди прочих Сил, ту самую Йога-Шакти, которая приводит в действие Интегральную Йогу Шри Ауробиндо?

Её Имя! Она известна под столькими дорогими именами! Для одних Она – МАТЬ, для других – МĀ, для третьих – DOUCE MERE, для четвертых – MĀTĀJI. Какое бы имя ни резонировало с самыми глубокими струнами моего сердца, это и есть моя мантра. Какое бы имя ни прозвучало в моем существе в тот момент, когда оно увидит Ее плавящую душу форму, – это моя мантра. Это Алмазная Сила, которая пробивает самые твердые барьеры на любом этапе жизненного пути, в любом состоянии существования.

Нет необходимости наделять эту Мантру жизнью. С другой стороны, именно эта Мантра, МАТЬ, вливает в меня жизнь. Каждый раз, когда повторяется Ее Имя, волна из Океана Любви, которым Она является, захлестывает меня, затопляет изнутри, из сердца льются слезы любви. Я не доверяю слезам из глаз – ибо они могут обманывать – но я отдаюсь этой медовой волне в сердце, ūrmiḥ madhumān[4]. 

Примечания:

[1] Опубликовано лесной академией йоги-веданты, Ришикеш.

[2] Дополнительные Озарения Тантры.

[3] “Ухо ума уйдя от внешних ритмов,
Открыло зерна-звуки вечной мантры
Музыку и ритм что сотворили мир.” 

(Шри Ауробиндо: Савитри, Книга II, Песнь XI)

[4] Вамадева: Риг Веда IV. 58. 1.

Гаятри Мантра Шри Ауробиндо

6. Гаятри Мантра Шри Ауробиндо

तत् सवितुर्वरं रूपं ज्योतिः परस्य धीमहि ।
यन्नः सत्येन दीपयेत् ।।

Tat savitur varam rūpam jyotih parasya dhīmahi,
yannah satyena dīpayet.

Или, по-английски:

Давайте медитировать на самую благоприятную (лучшую) форму Савитри, на Свет Высшего, который озарит нас Истиной[1].

सवितुः Савитри परस्य Верховной वरम् особой (лучшей) रूपम् формой तत्, которая ज्योतिः Свет धीमहि будем медитировать на यत्, который नः нас सत्येन с Истиной दीपयेत् осветит.

(1)

А это объяснение мантры Шри Капали Шастриара, которое одобрил Шри Ауробиндо:

सवितुः स्रष्टुः परस्य पुरुषस्य वरं श्रेष्ठं कल्याणतमं रूपं योगदृष्टिलभ्यं शरीरभूतं (परार्धे प्रकृतिभूतं) तत् ज्योतिः धीमहि ध्याये म । यत् सावित्रं परं ज्योतिः नः अस्मान् सत्येन सतः परस्मात् (तज्ज्योतिषश्च) अनपेतेन नित्येन भावेन दीपयेत् प्रकाशयेत् ज्वालयेत् ।

(सवितुः परस्य वररूपज्योतिर्ध्यानेनास्मकं इह जीवयात्रासु सत्यप्रकाशलाभः प्रतिपादितः) ज्योतिषः स्तुत्या ज्योतिष्मतः स्तुतिराक्षिप्तये सत्यैकस्वरूपत्वेऽपि ज्योतिर्ज्योतिष्मतोः (शक्तिशक्तयोः) उभयरूपत्वग्रहणात्

इह नः श्रीभगवदुपदिष्ट श्रीमातृसाधनानुगुण्येनेयं च गायत्री ग्रहणक्षमा भवति । ।

तथा च,

तत्सवितुरित्यस्य मन्त्रस्य
परः श्री अरविन्दः ऋषिः
गायत्री छन्दः
परं ज्योतिरम्बा देवता ।।

В свободном переводе на английский язык оно гласит:

Мы медитируем на тот Свет, который является лучшей, самой благоприятной формой Верховной Личности, Савитри –  Творца. Это Его тело (то, что в Высшем полушарии является Пракрити), доступное йогическому видению. Это Высшее Сияние Савитри должно озарить нас, наполнить Истиной, постоянным состоянием неотделимости от Высшего Бытия и его Света.

Таким образом, обретение озарения Истиной здесь, на нашем жизненном пути, посредством медитации на Великолепии, превосходной Форме Верховного Творца (Савитри), провозглашается.

Прославляя Великолепие, мы прославляем и Великолепного. Ибо хотя Великолепие и Великолепный, Шакти и Шакта, имеют состояние единой Истины-Формы, их двойной статус принимается.

И эта Гаятри принимается здесь как созвучная Садхане Матери, которой учит наш глубокочтимый Владыка. Так же и с этой Мантрой тат савитур,

Провидец – Шри Ауробиндо, Верховное,
Метр – Гаятри,
Божество – Высший Свет, Мать.

(2)

Савитри – это Солнце. Не физическое солнце на нашем небосклоне, а Солнце Истины на духовном небосклоне. Савитри – Творец всего (корень su означает: рождать, порождать, побуждать и т. д.). Он – Высшее Божественное в своем статусе готовности к проявлению, Он высвобождает и побуждает к бытию все формы. Он – Духовное Солнце на самой высокой вершине Творения, простертое, как Око[2], в Небесах, и именно Он отображается солнечной сферой на физическом плане нашей вселенной. Он – Истина-Солнце, единственный источник всего Света и Жизни, который является целью жертвоприношения всей жизни и объектом вечного видения[3] провидцев Веды. Он – верховный Пуруша, Брахман, самопроявленный как Созидающая Индивидуальность, стоящая во главе проявленного мира, частью которого мы являемся.

Он творит. Но, создавая, Он сам воплощается и принимает бесчисленные формы, которые населяют огромную систему вселенных. Таким образом, Его формы многочисленны. Но есть форма, которая является высшей формой из всех форм, и это самая естественная и лучшая форма Савитри: Свет. Свет – это облачение Истины. Первой и наиболее характерной формой духовной Истины всегда является Свет, и даже наш физический свет, который является символом духовного Света, содержит в своей основе нечто от этой Истины. И будучи естественной формой, он также является самым упоительным – вмещая в себя всю полноту благ Истины, prājavat saubhagam, благодатное блаженство.[4] Это благоприятная форма, rūpam kalyāṇatamam, которую восхваляют риши:

Сияние, которое есть Твоя самая благословенная форма из всех, что в Тебе я созерцаю[5].

Но это Сияние не уловимо нашим обычным зрением. Лишь внутреннее Око, открытое Йогой, после соответствующего очищения и просветления существа, способно воспринять его. Где воспринять? В сердце. Высший Свет, который находится над этим тройственным миром Неведения, также присутствует в сердце каждого существа. Сказано в Чхандогье Упанишаде:[6]

Свет, который сияет над этими небесами, над всеми мирами, над всем, в самых высоких мирах, не превзойденных никакими другими мирами, – это тот же Свет, что и сияет внутри человека.

Свет, сияющий над этими небесами, над всеми мирами, над всем, в высших мирах, не превзойденных никакими другими мирами, – это тот же самый Свет, который находится внутри человека.

Эта форма Света – само тело Сознания-Силы Господа, Пара Пракрити в трех высших мирах Сат, Чит и Ананды, составляющих Верхнее полушарие, trīni rocanāni Веды, Его Шакти, Самопроявляющаяся Природа Божественного Сущего, которую называют Сат, Единственной Истиной, Сатьей.

Она действенна и проявляет то, что находится в бесконечности Бытия Господа. Она порождает формы из бесформенного; Она – Божественная Мать. Она породила все эти системы вселенных, и это Она, та же самая Светоносная Сила, Шакти, поддерживает и созидает их в соответствии с Замыслом Верховного Господа. Только Она может воплотить в нас этот замысел. Она также может связать нас с подлинной Истиной нашего существа, с Сатьямом, которого каждое из тысяч наших движений пытается выразить, сознательно или неосознанно, в какой бы несовершенной или искаженной форме оно ни проявлялось. Давайте призовем Ее, чтобы Она пробудила в нас сознание, способное воспринимать Ее работу, и создала живое единство нашего стремления с Ее Волей. Давайте медитировать на Нее. Давайте ждать Ее с нетерпением, собрав и сосредоточив в уме все энергии нашего существа, чтобы полный заряд Ее озарения был получен нашим интеллектом и крепко удерживался им. И тогда Она, Свет Истины, утвердится и распространится по всей протяженности нашего многогранного существа и озарит его пламенем Истины. Как поет поэт:

पवित्रं तत् परं ज्योतिः सत्यं तदमृतं वपुः ।
इह सर्वाङ्गमस्माकमाक्रामज्ज्वलयेदपि ।।

Истина – это Верховное великолепие; Истина – это тело Бессмертия.
Пусть она заполнит все части нашего существа и озарит их[7].

Не только ум со всеми его способностями должен получить Свет. Всё наше существо, должно возродиться в этой светоносной Истине.

(3)

Для садхака Пурна-Йоги Шри Ауробиндо значение и ценность этой Мантры – в метре Гаятри – очевидны. Это та же самая Jyotiḥ. Свет, к которому взывает Мантра, воплощается в личности Матери, которая инициирует движение Йоги в индивидууме и ведет его к венчающей его реализации супраментального озарения. Отсюда следует, что Она – Божество Мантры. А Мантра, заряженная духовным Динамизмом своего Провидца, Шри Ауробиндо – Творца и Побудителя Супраментальной Жизни на Земле, – является царь-идеей, которая

способна соединить силу человека с трансцендентной Силой[8]

и тем самым обеспечить великое свершение цели этой Йоги.

Примечания:

[1] Собственный перевод Шри Ауробиндо.

[2] diviva cakṣuḥ ātatam ( Риг Веда I.22.20).

[3] sadā paśyanti sūrayaḥ ( там же).

[4] Rv.V. 82. 4.[5] Иша Упанишада, стих 16.

[6] यदतः परो दिवो ज्योतिर्दीप्यते विश्वतः पृष्टेषु सर्वतः

 पृष्टेषूत्तमेषु लोकेष्विदं वाव तद्यदिदम् अस्मिन्नन्तः पुरुषे ज्योतिः ।

См. также Куṇḍалини Упанишада:

आत्मानम् अधूमज्योतिरूपकम् प्रकाशयन्तम् अन्तस्थं ध्यायेत । (III. 26)

[7] Шри Капали Шастриар: Ахникастава: Стих 23, Srimadaravinda-tripadastavastrḥityah.

[8] Савитри: Книга I Песнь II.


Читать Дальше:

Йога на Каждый День

Принять Участие:

Ауро-Книга