Божественная Милость (Мать о Книге «Мать», Глава 1)
Божественная Милость
Комментарии Матери к книге «Мать»,
Глава 1. Две Силы: Стремление и Милость
Мать, в Письмах* Шри Ауробиндо говорит где-то, что Милость не выбирает праведника и не отвергает грешника. Она имеет свое собственное распознание, отличающееся от распознания разума. Так, например, она пришла на помощь святому Августину. Тогда почему здесь он говорит: “Но, высшая Милость будет действовать только в условиях Света и Истины…”?
* — см. текст письма в конце беседы (Letters on Yoga, SABCL, Vol. 23, p. 609)
(до того как закончится все предложение) Да, я заметила это. Как раз, когда я это читала, я думала об этом.
Я думала об этом; я думаю, что он написал это предложение таким образом, чтобы его было легче понять. Но, на самом деле, то, что он хотел сказать, он сказал раньше: Вы сами отвергаете Милость… понимаете? Он говорит об этом… где? на какой странице? страница четыре? Да, “божественная Милость покинет вас.” Да, “… вы сами отталкиваете от себя божественную Милость.” Нет, это не здесь; это… (Ребенок начинает читать: “… Милость…”) Нет, мой дорогой, после этого… “Она не станет действовать…” (Обращаясь к другому ребёнку) Это то, что мы уже разобрали. Это другое. Понимаешь, это то, что уже я объяснила: вы просите Милость сделать что-то для вас, но то, о чем вы просите является ложью. Она не будет делать этого, потому что Она всегда поступает согласно Истине.
Но, как тогда Она может придти на помощь грешнику?
Она не помогает грешнику быть грешником! Она помогает грешнику прекратить грешить; это значит, что она не отталкивает грешника, говоря ему: “Я ничего не сделаю для тебя.” Она с ним, всегда, даже когда он грешит, чтобы помочь ему освободиться от греха, но не для того, чтобы продолжать его грех.
Есть огромная разница по сравнению с той идеей, что вы плохие и следовательно: “Я не буду заботиться о вас, я оттолкну вас от себя прочь, и, что бы не случилось с вами, мне до этого нет никакого дела.” Это общая идея. Знаете, так говорят: “Бог покинул меня”. Это не так. Вы можете не чувствовать Милость, но она всегда будет рядом, даже с самым большим грешником, так же как и с самым большим преступником, чтобы помочь ему изменить себя, излечиться от своего преступления и своего греха, если он захочет. Она не отвергает его, но Она не помогает ему творить зло. Иначе, Она больше не будет Милостью. Ты видишь разницу?
Но есть одно предложение в котором… вот, это совершенно верно: “вы сами отталкиваете от себя прочь божественную Милость.” и затем… (Включили лампу и это вызвало помехи в микрофоне. Мать делает удивленный жест и затем продолжает перелистывать книгу) Я думаю, что это здесь…. (Мать нашла предложение) “….тогда…”, — вот! — “… вы будете постоянно открыты атакам враждебных сил, и Милость покинет вас.” Понимаете, это… (молчание) Это не Милость уходит от вас, это вы уходите от Милости. Это впечатление и выражение факта. Потому что в предыдущем предложении было сказано: “вы сами отталкиваете от себя божественную Милость.” Вот, что происходит на самом деле. Вы сами отталкиваете прочь от себя божественную Милость. Но, после того, как вы Ее оттолкнули, вам кажется, что это Она ушла от вас; но, скорее, произошло следующее: “…тогда, вы будете постоянно открыты атакам враждебных сил, и Милость покинет вас.” Это не факт, что Она не покидает вас — , у вас создается впечатление, что Она ушла от вас.
Во время чтения этого предложения я заметила это. Я не знаю как это звучит на английском. Это на седьмой странице. Я не знаю, я думаю, что это должно быть немного раньше в том же месте: “Если вы призываете Истину….” Что-то подобное.
(все ищут в английской книге нужное предложение и кто-то читает: “Милость покинет вас.”)
Ах, да, “покинет вас”, “Тогда, вы будете постоянно открыты атакам враждебных сил, и Милость покинет вас.”
Это выражение впечатления человека. Но, это не Милость уходит. Потому что, как было написано раньше: “вы должны винить не божественную Милость”, это вы отталкиваете ее от себя.
В одном случае он принимает отношение Милости, и в другом, он принимает отношение человека, который говорит: “Милость ушла от меня”. Но, это не Милость уходит, это он Ее отталкивает, другими словами, он создает дистанцию между собой и Милостью. На самом деле, даже “отталкивает” не является верным образом; понимаете, это было написано не для философов, и выражено не в философских терминах. В одном случае, он принимает одно отношение, в другом — другое, но суть остается неизменной; другими словами, создается определенная психологическая дистанция между Милостью и индивидуумом. И эта психологическая дистанция делает человека неспособным больше получать Милость и, поэтому у него появляется впечатление, что ее нет. Но, на самом деле, она по-прежнему там; только, так как он создал эту дистанцию между ними, он больше не чувствует ее. Вот, что происходит на самом деле. Это не Милость уходит, так же как человек не имеет достаточной силы, чтобы оттолкнуть Ее, потому что, если Она не хочет уходить от него, то, как бы он не старался, Она не уйдет от него. Но, он делает себя неспособным чувствовать Ее и получать ее влияние. Он создает психологический барьер между собой и Милостью. Вот так, дети мои, я думаю, что на сегодня достаточно.
Спокойной ночи.
7.07.1954
Шри Ауробиндо о Божественной Милости
Я бы хотел сказать несколько слов о Божественной Милости — ибо, как мне кажется, вы думаете, что она подобна Божественному Разуму, деятельность которого не намного отличается от работы человеческого интеллекта. Но это не так. Она так же не является универсальным Божественным Состраданием, беспристрастно отвечающим каждому, кто обращается к нему, и отзывающимся на все молитвы. Она не выбирает праведника и не отвергает грешника. Божественная Милость пришла на помощь гонителю христиан (Саулу из Тарса)*, она пришла к святому Августину распутнику, Джагаю и Мадхаю, имеющим скверную репутацию, Билвамангалу*** и многим другим, чье обращение в веру потрясло бы пуританскую нравственность человеческого интеллекта; но, она может также придти и к праведнику — излечив его от самодовольства и лицемерия, и ведя его к более чистому сознанию, стоящему за их пределами. Это сила, которая превосходит все законы, даже Космический Закон — ибо все духовные провидцы делали различие между Законом и Милостью.
И все же, нельзя сказать, что она не делает выбора — просто она имеет свое собственное видение людей и вещей, подходящего времени и благоприятных возможностей, отличающееся от видения Разума или любой другой обычной Силы. Состояние Милости часто готовится в человеке, скрытое за плотным покровом, с помощью средств, которые разум не способен постигнуть и, когда состояние Милости приходит, тогда сама Милость начинает действовать. Существует три силы: 1) Космический Закон, зовущийся законом Кармы или как-то иначе; 2) Божественное Сострадание, воздействующее на всех, до кого оно может дотянуться через сети Закона, чтобы предоставить им благоприятную возможность; 3) Божественная Милость, которая действует более непостижимо, но так же и более неотвратимо, чем остальные. Но, вопрос заключается в том, существует ли что-то, пребывающее за всеми аномалиями человеческой жизни, что может ответить на духовный зов и открываться, как бы это трудно ему не давалось, до тех пор, пока оно не станет готово к озарению Божественной Милости — и это не должно быть ментальным или витальным движением, но чем-то внутренним, тем, что можно увидеть внутренним видением. Если оно присутствует в человеке и, выйдя на поверхность, становится активным, тогда Сострадание может осуществлять свою работу, но, полное действие Милости может по-прежнему ждать решающего момента или изменения; ибо, оно может быть отложено на будущее, потому что какая-то часть или элемент сознания препятствуют и не готовы принять Милость.
Но, почему вы должны позволять чему-то встать на пути между вами и Божественным, будь то какая-либо идея или событие? Когда вас наполняют радость и стремление, пусть ничто не будет иметь для вас значения, кроме Божественного и вашего стремления. Если вы хотите обрести Божественное быстро, абсолютно, полностью, именно таким должно быть ваше стремление, абсолютным, всепоглощающим, пусть это будет ваша единственная цель, от которой ничто не сможет вас отвлечь. Какую ценность имеют ментальные идеи о Божественном, идеи о том, каким оно должно быть, как оно должно и не должно поступать — они служат только помехой. Одно только Божественное имеет значение. Только когда ваше сознание соединится с Божественным, только тогда вы узнаете, что это такое, но не раньше. Кришна — это Кришна, вас не должно волновать, что он сделал и чего не сделал: увидеть его, встретиться с ним, чувствовать Свет, Присутствие, Любовь и Ананду — только это имеет значение. Таким должно быть всегда духовное стремление — это закон духовной жизни.
From “Letters on Yoga”, SABCL, Vol.23, pp.609-610
* Саул из Тарса — после обращения в христианскую веру, он стал известен как Апостол Павел. (прим. пер)
** Джагай и Мадхай — два брата дебошира и пьяницы, которые были обращены в веру вайшнавов состраданием и милостью святого Нитьянанды, друга и ученика Шри Чайтаньи. (прим. пер)
*** Билвамангал — поэт, влюбившийся в куртизанку и оставивший свою жену, чтобы жить с ней. Но, эта женщина, несмотря на свою низкую репутацию, была истинной поклонницей Шри Кришны. Вдохновленный силой ее поклонения поэт тоже стал поклонником Шри Кришны и создал великое произведение на санскрите, посвященное ему. (прим. пер)