Вхождение во внутренние страны (Краткое содержание «Савитри»: Книга VII. Песнь 3)
Вхождение во внутренние страны
Краткое Содержание “Савитри”
Книга VII. Песнь 3
Внутренним движением Савитри вступает в беззвучную неподвижность, удаляясь от непрекращающегося шума занятого ума. Всё исчезает. Она ищет свой путь дальше и слышит Голос:
“Ты ищешь для людей, а не только для себя одной. Но до тех пор, пока Бог не примет на себя бремя человеческой природы, он не сможет спасти человека. Ты должна принять людскую тьму, чтобы принести ему Свет, и его страдания – чтобы принести ему Блаженство. Для этого сначала найди небесно-рождённую душу в своём материальном теле”.
Савитри, подобно всплеску огромной волны, устремляется из своего физического тела. Встав немного поодаль от него, она вглядывается в глубины своего тонкого существ и там, в его центре, прозревает свою тайную душу. Она стучит и толкает врата, охраняющие внутреннюю жизнь, и слышит громкий крик изнутри, требующий от неё вернуться на землю, дабы не умереть в страшных пытках.
Ужасный шум нарастает. На пороге с шипением поднимается Змей, охраняющий дверь, рычат псы тьмы, на неё таращатся странные маленькие существа различных обличий, а воздух наполняется ужасающим рёвом диких зверей. Всё вокруг пропитано угрозой. Однако она решительно толкает решётку ворот, и врата с протестующим скрежетом раскрываются. Враждебные Силы отступают.
Она входит во внутренние миры.
Через удушающие порталы подсознания она входит в область тонкой Материи и прокладывает свой путь через тело к душе.
Вначале всё предстаёт хаосом; жизнь с трудом пытается выйти из Материи в зарождающийся разум. Ничто не сформировано, всё неопределённо и постоянно меняется. Спустя некоторое время, пока она проходит по коридорам внутреннего Времени, она вступает в царство форм, в истоки предельного, в мир физического восприятия; но души там нет. Всё, что там есть — это беспокойство жизни. Голоса, видения, непрестанное движение, но без какой-либо направляющей воли. Сила Жизни пытается свергнуть разум с его трона, чтобы самой царствовать без ограничений в своём мире физических чувств.
Савитри преодолевает страх и продолжает идти через этот тёмный опасный проход, сосредоточив свои мысли на спасительном Имени. Наконец приходит избавление. Повсюду устанавливается недвижность и тишина. Она движется сквозь незаполненную тишь – вакуум неподдающегося описанию покоя.
Постепенно на горизонте выступает следующая опасность. На неё с безудержной Силой надвигается гигантская голова Жизни. Подобно бурному морю она врывается в недвижность её внутреннего существа, затопляя его своей жаждой власти и голодными криками. Напившись из колодца мирового либидо, Жизнь ищет примитивного наслаждения Природы. Она мечтает о славе богов жизни, и циклы Желания вздымаются в этой бесконечности. Этот пыл Жизни не приглушается бременем земли, и по мере того как вздымается ввысь Сила Жизни, зарождается разум Жизни, витальный ум, подражающий свету интуиции и её безошибочности. Но это только заимствованный свет, смешанный с ложью и ошибками.
В этих нижних царствах Жизни перемешаны всевозможные противоположности. Правда и ложь, Мудрость и Неведение, Смерть и Жизнь, всё смешано в этой долине мимолётных Проблесков. Души, потерявшиеся в этой зоне, становятся марионетками желаний Жизни, а не их хозяевами. Однако некоторым удаётся с осторожностью пройти эти сферы и достичь более высокой жизни.
Всё это проходит мимо внутреннего взора Савитри; буря и оглушительный рёв постепенно стихают, и она снова вдыхает свободный и безмятежный воздух.
Она продолжает своё путешествие и входит в сияющее, упорядоченное Пространство, где Жизнь приручена и покорена, а все её желания и фантазии обузданны. Здесь Силой Жизни правят разум и чувства. Над всем довлеет Рассудок со своим принципом симметрии. Душа восседает на скамье Закона.
Мудрость сведена к формуле. Широкий размах Идеи усечён до размеров системы и зафиксирован на пьедестале мысли или прикован к твёрдому основанию Материи. Душа потеряна в своих высотах. Мысль наслаждается своими абстракциями. Империя жизни подгоняется под схему Интеллекта; её движение ограничено безопасным руслом. Она больше не рискует путешествовать, воспарять слишком высоко или воспламенять мир.
Под этим руководством Рассудка мысль не может взлетать слишком высоко или далеко; все движения жизни сильно стеснены; их направляет осторожный рассудок или некая спокойная воля к какой-то выбранной цели. Жизненная деятельность не является спонтанным проявлением внутреннего существа. Душа окружена стенами ограниченных идей. Медитация, поклонение, религия – все это сужено и ментализировано. Жизнь регулируется этическими нормами, а Знание скрыто за вероучением.
Затем следует cфера Мыслящего Разума, где присутствует атмосфера окончательной стабильности. Здесь Савитри встречает существо грандиозного самомнения, оно приглашает её в страну завершённости мысли и предлагает ей отдохнуть там, в единственном месте где она сможет найти совершенство и уверенность, которых ищет. Но Савитри чувствует, что это – ни что иное как ограничивающее, упорядоченное правление интеллекта, и отказывается остаться в этом царстве мнимого Знания. Она должна продолжать поиски своей души.
Одни из присутствующих там оказываются потрясены, слыша подобные вопрошания; некоторые высмеивают её речь о ‘душе’, которая, как они полагают, является всего лишь крохотной железой внутренней секреции или же побочным продуктом её деятельности. Другие же сожалеют о том, что в своём невежестве она принимает Дух за нечто иное, нежели творение Разума. Один же, с мистическим и неудовлетворённым взором, всё ещё помнящий свои старые, потерпевшие поражение поиски, удивляется, что всё ещё есть кто-то, кто ищет Запредельное.
Савитри продвигается через своё безмолвное внутреннее существо. Она выходит к дороге, заполненной сияющим сонмом богов, богинь и существ, спешащих на помощь миру. Она просит их указать ей путь, ведущий к месту рождения Мистического Пламени – обители её потаённой души. Один из них отвечает ей, что все они явились из её собственной тайной души, что они – мистические боги, помогающие людям в их борениях. Он советует ей следовать по широкой извилистой дороге мира к самому её началу, где в глубоком, редко посещаемом Безмолвии она найдёт тот Огонь и ту безмолвную душу, которых ищет.
Савитри следует в указанном направлении и входит в пространство созерцательной тишины, где ощущается безмолвная близость души.