Голос Души: как его распознать и следовать ему (Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери)
Афоризм 9
Афоризмы Шри Ауробиндо с Комментариями Матери
Что душа видит и пережила, то она и знает; все остальное – внешняя видимость, предвзятое мнение и личное суждение.
Это означает, что все знание, которое не является результатом видения или опыта души, не имеет истинной ценности.
Но тут же возникает вопрос, — и мне его действительно задавали, — «А как мы можем знать о том, что видит душа?»
Очевидно, что существует лишь одно решение: осознать свою душу. И это завершает афоризм: пока человек не осознает свою душу, он не обладает истинным знанием. Поэтому первое усилие должно быть направлено на то, чтобы найти душу внутри себя, соединиться с ней и позволить ей руководить вашей жизнью.
Некоторые спрашивают: «А как мы узнаем, что это душа?». Я уже несколько раз отвечала на этот вопрос. Сам факт его возникновения доказывает, что вопрошающие не осознают своей души, поскольку, осознав ее и отождествившись со своей душой, вы обретаете реальное знание о ней и больше не спрашиваете, как это узнать. И это переживание нельзя ни сфальсифицировать, ни вообразить. Вы не можете притвориться, будто находитесь в контакте со своей душой — это то, что не может быть придумано или подделано. Когда душа руководит вашей жизнью, вы это знаете с абсолютной уверенностью и больше не задаете никаких вопросов.
Но польза афоризма, который мы только что прочитали, состоит в том, чтобы дать вам понять, что все, о чем вы думаете, что знаете это, все, что вы узнали, все, что пришло к вам в вашей жизни через личное наблюдение, логические выводы и сравнения — все это весьма относительное знание, на котором не может основываться прочный и по-настоящему эффективный образ жизни.
Как много раз мы повторяли: все, что исходит от ума — всецело относительно. Чем более образован ум, чем большим было его практическое применение в разных направлениях, тем больше его способность доказывать истинность выдвигаемых суждений. Путем умозаключений может быть доказана справедливость всего что угодно, но это не делает суждение истинным. Оно остается лишь убеждением, предвзятым мнением, знанием, основанным на внешних видимостях, которые сами по себе более чем сомнительны.
Так что, похоже, есть лишь единственный выход – отправиться на поиски души и найти ее. Она есть, у нее нет цели скрывать себя, она не играет с вами, чтобы все усложнить. Напротив, душа прилагает огромные усилия, чтобы помочь вам найти ее, быть услышанной. Вот только между вашей душой и вашим активным сознанием есть два персонажа, которые имеют привычку создавать много шума: ум и витальное. И поскольку они сильно шумят, а душа нет, или, вернее, старается шуметь как можно меньше, их шум мешает вам услышать голос души.
Когда вы хотите обрести знание души, следует сделать внутреннее усилие быть очень внимательным. Если вы будете внимательны, то за внешним шумом ума и витального сможете распознать нечто очень утонченное, очень мирное, очень спокойное, которое знает и говорит то, что знает. Но настойчивое требование двух других столь властно, в то время как это – столь спокойно, что вы очень легко впадаете в заблуждение и вслушиваетесь в то, что создает наибольший шум. Чаще всего только потом вы осознаете, что прав был тихий голос. Она не навязывает себя, не заставляет вас слушать, ибо в ней нет насилия и принуждения.
Когда вы колеблетесь, сомневаетесь, как поступить в конкретных обстоятельствах, вмешиваются желание, ментальные и витальные предпочтения. Они оказывают давление, настаивают, утверждают и навязывают себя. Выстраивая собственную защиту, они используют лучшие в мире доводы. И если вы не бдительны, не владеете твердой [внутренней] дисциплиной, если у вас нет привычки самоконтроля, им в итоге удается убедить вас в своей правоте. И как я только что говорила, они создают столько шума, что вы даже не слышите тончайший голос, едва различимое и очень спокойное указание души: «Не делай так».
Это «не делай так…» приходит очень часто, но вы отбрасываете его как нечто, не имеющее силы, и следуете за предначертаниями импульсов. Но если ваша воля обрести истину и жить в ней действительно искренняя, тогда вы учитесь вслушиваться все внимательней и внимательней, вы учитесь различать все лучше и лучше. И даже если это стоит вам усилий, даже если это причиняет вам боль, вы учитесь повиноваться. И даже если вы повиновались только один раз, это уже существенная помощь, значительный прогресс на пути к различению того, что есть ваша душа, а что – нет. С этой способностью различения и необходимой искренностью вы обязательно достигнете цели.
Но вы не должны торопиться, вы не должны быть нетерпеливы, вы должны быть очень настойчивы. На один верный шаг вы делаете десять неверных. Но когда вы поступаете неправильно, вы не должны бросать все в отчаянии. Всегда говорите себе, что Милость никогда не оставит вас, и в следующий раз все будет лучше.
Итак, подведем итог: для того чтобы познать вещи такими, какие они есть, вы должны сначала соединиться со своей душой, а чтобы соединиться со своей душой, вы должны испытывать в этом постоянную и настойчивую потребность.
Только полная концентрация на цели может сократить путь.