Контакт с Психическим Сознанием (Природа и Эволюция Души. Часть 3)
Контакт с Психическим Сознанием
Природа и Эволюция Души. Часть 3
Обычно оно (психическое) скрыто?
Это внешнее сознание не находится в контакте с ним, так как оно повернуто наружу вместо того, чтобы быть повернутым внутрь – ибо оно живёт среди внешних звуков и событий в том, что оно видит, делает и говорит, вместо того, чтобы смотреть внутрь, в глубину сознания и прислушиваться к внутренним вдохновениям.1
*
В тот момент, когда вы оказываетесь в психическом сознании, у вас появляется чувство (как будто вы смотрите в лицо смерти, не испытывая ни малейшего страха), спонтанно, без всяких усилий. Вы возноситесь над физической жизнью, и чувствуете себя бессмертным. Что касается меня, я считаю это лучшим средством (для того, чтобы избавиться от страха смерти)… Это глубокий опыт, и вы всегда можете пережить его вновь, как только вы восстановите контакт со своим психическим сознанием. Это поистине интересное явление, ибо оно происходит автоматически. В тот момент, когда вы входите в контакт со своим психическим сознанием, у вас появляется чувство бессмертия, знание, что вы всегда были и всегда будете, вечно. И потом, всё, что приходит и уходит – это случайности жизни, они не представляют собой особенной важности.2
*
Когда наше сознание входит в контакт с психическим, почему после этого психическое снова прячется от нас?
Это не психическое прячется от вас, это ваше сознание возвращается к своему обычному состоянию!..
Ему трудно оставаться в высшем своём состоянии. Оно соскальзывает вниз и возвращается назад. Но во второй раз открытие происходит гораздо легче. И каждый раз дорога становится всё более краткой до тех пор, пока однажды вы более не возвращаетесь назад.3
*
Когда психическое выходит вперёд, может ли оно опять уйти?
Да. Обычно за этим следует ряд опытов отождествления, вначале очень интенсивных, которые затем постепенно убывают, после чего, однажды вы обнаруживаете, что они исчезли. Однако, вас это не должно беспокоить, ибо это совершенно обычное явление. Но в следующий раз войти в контакт становится гораздо легче. И затем приходит момент, который находится совсем недалеко, когда, как только вы концентрируетесь и устремляетесь к нему, вы входите с ним в контакт. Вначале вы можете не обладать способностью поддерживать его постоянно, но вы получаете контакт, когда захотите. С этого момента всё становится легко. Как только вы чувствуете трудность или возникает проблема, которая требует своего решения, когда вы хотите продвинуться вперед, или вас охватывает подавленность, или перед вами возникает препятствие, которое нужно преодолеть, или же просто, чтобы испытать радость отождествления (ибо этот опыт даёт совершенно конкретную радость; в момент отождествления вы поистине чувствуете огромную радость), тогда, в любой момент вы можете сконцентрироваться в течение некоторого времени и устремиться к нему, и совершенно естественно вы устанавливаете контакт, и все проблемы, которые должны были быть решены, разрешаются. Просто концентрируйтесь – садитесь и концентрируйтесь – в стремлении к нему, и наступает немедленный контакт.
Приходит время, как я уже говорила раньше, когда оно не покидает вас, то есть, оно пребывает в глубине сознания и поддерживает всё, что вы делаете, и вы никогда не теряете с ним контакт. Тогда, многие вещи просто исчезают. Например, подавленность, неудовлетворение, возмущение, усталость, уныние, всё, что является препятствием. И если вы выработаете привычку отступать назад в своём сознании и видеть на экране психического сознания – видеть все обстоятельства, события, идеи, знание, всё – в этот момент вы видите это, и у вас есть безукоризненный судья для всего, что вы делаете. Но это, обычно, занимает довольно долгое время.4
*
Что означает «психическое открытие в физическом сознании»?
…Вы можете найти психическое с помощью любой части сознания: вы можете найти психическое за физическим сознанием… вы можете войти в контакт с психическим непосредственно через физическое сознание, или через витальное, или с помощью ментального. И при этом вы не должны пересекать все состояния сознания для того, чтобы найти психическое. Вы можете войти в психическое сознание, не покидая физического, с помощью погружения внутрь, или интериоризации, ибо это не восхождение и не постепенный переход от одного состояния к другому. Это погружение внутрь, интериоризация, и оно может быть совершено без прохождения через другие состояния сознания, непосредственно. Это именно то, что имеет в виду Шри Ауробиндо: если вы находитесь в физическом сознании, ничто не мешает вам открыть своё физическое психическому сознанию, вам не нужно быть достаточно развитыми витально или ментально, вы не должны возвращаться к этим состояниям сознания для того, чтобы войти в контакт с психическим. Вы можете войти непосредственно, напрямую. Психическое проявляет себя непосредственно в вашем физическом сознании, не проходя через другие состояния; вот что это значит.5
*
Мне кажется, что мы можем войти в контакт с психическим сознанием только тогда, когда оно приходит во внешнее сознание.
Или тогда, когда вы идёте достаточно глубоко внутрь для того, чтобы войти в контакт со своим психическим сознанием.6
*
… зачастую, когда вы прикасаетесь к определенной части разума, которая находится под психическим влиянием и исполнена света и радости этого света, или когда вы прикасаетесь к необыкновенно высокой области эмоционального существа, которой свойственно необычайное великодушие и бескорыстие, вам кажется, что вы касаетесь своей души. Но это не истинная душа, это не суть психического сознания. Это часть сознания, которая находится под его влиянием, и поэтому проявляет нечто свойственное ему. Поэтому, очень часто люди входят в контакт с этой частью, и получают опыты озарений, огромной радости и всевозможных откровений, и они чувствуют, что нашли свою душу. Но это только часть сознания, которая находится под её влиянием, та или иная часть… То, что происходит на самом деле, вы прикасаетесь к этой части, получаете опыт, затем, она скрывается опять, и вы спрашиваете себя: «Как могло случиться, что я прикоснулся к своей душе, и, после этого вернулся назад в состояние неведения и бессознания?!» Но вы не прикоснулись к своей душе, это был опыт той части сознания, которая находится под её влиянием, и проявляет нечто свойственное ей, но не является ей.
Я уже говорила вам много раз, что когда вы входите сознательно в контакт со своей душой, и союз установлен, происходит переворот в сознании, и прежнее обычное сознание не может вернуться назад, ибо это нечто постоянное и неизменное, которое оказывает сопротивление всему, что мешает ему, и в любой момент вы можете найти его; в то время, как другие опыты – они могут быть прекрасными опытами, которые исчезают, и вы говорите себе: «Как же это произошло? Я видел свою душу и теперь я не могу найти её!» Это была не душа в вашем опыте. Это могут быть совершенно чудесные опыты, которые дают вам яркие переживания, но это не контакт с психическим сознанием.
Контакт с психическим сознанием – это совершенно определенный опыт, переворот в сознании, и именно поэтому я говорю, когда люди спрашивают меня: «Нахожусь ли я в контакте с психическим сознанием?», – «Ваш вопрос доказывает, что у вас его нет!»7
*
«Мы сознаём только незначительную часть своего сознания.» – Мать
Что означает незначительные части нашего сознания?
Почти все части сознания.
Очень немногие вещи имеют значение в вашем сознании; все ваши обычные реакции, мысли, чувства, действия, движения, – всё это совершенно незначительно. Только иногда, когда через психическое проходит поток высшего сознания, происходит открытие в нечто иное, контакт с психическим сознанием (который может длиться одно мгновение), этот момент имеет значение в вашей жизни. Всё остальное повторяется миллионы раз. То, как вы видите, действуете, все ваши реакции, мысли, чувства, всё это обычно. И вы верите, что вы исключительны, особенно когда вы охвачены необыкновенными ощущениями и чувствами, теми, которые вы сами считаете необыкновенными – вы верите, что вы находитесь где-то высоко, над всем человеческим, но вы ошибаетесь. Ибо это не что иное, как обычное состояние, совершенно обычное. Вы должны войти глубже и увидеть себя изнутри, если вы хотите найти нечто, что не является незначительным.8
*
«Связь между психическим и высшим сознанием является основным методом сиддхи.» – Шри Ауробиндо
Разве между психическим и высшим сознанием нет постоянной связи?
Вы имеете в виду в обычной жизни? Связь между психическим сознанием…
Да.
Она существует, но она совершенно не осознаётся вами.
В обычной жизни не найдётся среди миллиона людей и одного человека, который находится в сознательном контакте со своим психическим, даже если он длится одно мгновение. Психическое присутствует и действует внутри, но до такой степени незримо, что не осознаётся внешним сознанием, как будто его совсем нет. И в большинстве случаев, преобладающем большинстве, почти у всех людей, создаётся впечатление, как будто оно уснуло и остаётся совершенно бездейственным, будто бы находится в некоем оцепенении.
И только с помощью садханы, сопровождаемой постоянным усилием, вы можете добиться сознательного контакта с психическим. Разумеется, в исключительных случаях – совершенно исключительных, и это случается так редко, что их можно посчитать на пальцах – в тех случаях, когда психическое сознание полностью сформировано, свободно, мастер и господин своей природы, возвращение на землю в человеческом теле является результатом его свободного выбора, ибо оно пришло для того, чтобы сделать свою работу. И в этом случае, даже если человек не совершает садхану сознательно, психическое сознание может быть достаточно сильным для того, чтобы установить сознательный контакт. Но эти случаи являются исключением, которое подтверждает правило.
Почти во всех случаях необходимо постоянное и длительное усилие для того, чтобы стать сознательным о своём психическом. Обычно считается, что если вы можете сделать это за тридцать лет, вам необыкновенно повезло – я имею в виду тридцать лет непрерывного усилия. Может случиться так, что это произойдёт скорее. Но это происходит так редко, что вы сразу говорите: «Это необыкновенный человек». Это люди, которые считаются божественными существами и являются великими йогами, великими духовными подвижниками.9
*
Разумеется, необыкновенно трудно установить постоянный контакт между самым внешним физическим сознанием и психическим сознанием, разумеется, физическое сознание очень хочет этого; оно постоянно добивается этого, прилагая много усилий, но оно неповоротливо и тяжело, и это занимает очень долгое время, ибо трудно расшевелить его. Оно не устаёт, но оно не делает усилия; оно идёт своим путём, не спеша. Могут понадобиться сотни лет для того, чтобы внешнее сознание вошло в контакт с психическим. Но, по той или иной причине, витальное вдруг решает принять участие в этом. Страстное желание охватывает его. Оно хочет войти в контакт с психическим (по той, или иной причине, которая не всегда является духовной), ему нужен этот контакт. Оно хочет этого со всей своей энергией и силой, с пылом и страстью: не проходит и трёх месяцев, как оно осуществляет контакт.
Поэтому, заботьтесь о своём витальном сознании. Относитесь к нему с огромным уважением, но никогда не идите у него на поводу. Ибо оно вовлечёт вас во всевозможные опасные и сомнительные эксперименты; но если вы убедите его в необходимости контакта с психическим тем или иным путём, тогда вы сможете продвигаться вперёд огромными шагами.10
*
Есть два принципиальных условия, необходимых для того, чтобы осуществить контакт с психическим сознанием. Одно из них – это способность испытывать энтузиазм, благодаря которому вы преодолеваете собственную инерцию для того, чтобы полностью посвятить себя тому, что воодушевляет вас. Например, в случае художника, который воодушевлен своим искусством, или ученого, который посвящает себя науке. Таким образом, у каждого человека, который создаёт и творит, остаётся открытой определенная способность, необыкновенная возможность, которая воодушевляет его. Когда присутствует это состояние, нечто в сознании пробуждается, и почти всё ваше сознание участвует в процессе созидания, или достижения определенной цели.
И, кроме того, есть люди, которым свойственно врождённое чувство благодарности, у них есть страстная необходимость ответить, и они отвечают с необыкновенной теплотой, преданностью, радостью чему-то, что они знают, присутствует неким чудом, которое спрятано за внешней видимостью жизни, позади каждого незначительного её проявления, самого обыкновенного события, они чувствуют красоту бесконечной милости, которая присутствует за всеми объектами и живыми существами.
Я знала людей, у которых не было знания, они были почти не образованными, их интеллект был совершенно заурядным, но они обладали способностью быть благодарными, той теплотой, которая свободно отдаёт себя и живёт в вечной признательности.
Для таких людей контакт с психическим был очень частым, почти постоянным, до такой степени, что они сами могли его устанавливать, почти сознательно – не совершенно сознательно, но отчасти – в том смысле, что они чувствовали, что что-то несло их, помогало им, поднимало их над обычной природой сознания.
Эти два условия более всего готовят людей к тому, чтобы осуществить контакт. Обычно люди рождаются с тем или иным качеством; и если они развивают его, оно постепенно растет и развивается.
Способность испытывать энтузиазм – это то, что выводит вас из-под власти вашего убогого и несчастного эго; и щедрая признательность, щедрость признательности, которая также изливает себя в благодарности, покидая ограниченное эго. Эти два условия являются двумя самыми сильными рычагами для того, чтобы войти в контакт с Божественным в вашем психическом сознании. Оно служит мостом между вами и психическим сознанием – самым надёжным мостом.11
*
Будущие учителя и студенты (Интернационального Университетского Центра имени Шри Ауробиндо) начинают прибывать в Ашрам, некоторые из них приезжают из других стран, всё для них ново, климат и обычаи Индии. Они приезжают в Ашрам первый раз, и ничего не знают о его жизни и о его традициях. Некоторые из них приходят с ментальным стремлением, другие для того, чтобы служить или приобрести знание; есть и такие, которые приезжают в надежде совершать йогу, найти Божественное и соединиться с Ним; наконец, среди них есть те, кто хочет посвятить себя всецело божественной работе на земле. Все они прибывают сюда, побуждаемые своим психическим сознанием, которое стремится вести их к познанию и реализации своей истинной природы. Они приезжают с психическим сознанием, которое управляет их внешним сознанием; у них есть психический контакт с людьми и объектами. Всё кажется им прекрасным, добрым, их самочувствие улучшается, их сознание становится более светлым; они чувствуют себя счастливыми, спокойными и в безопасности; им кажется, что они находятся на вершине своих возможностей. Этот покой и полнота, и радость, которые даёт психический контакт, они находят повсюду, во всём и во всех. Благодаря контакту, они открыты истинному сознанию, которое пронизывает здесь всё, и все их проблемы решаются сами собой. До тех пор, пока эта открытость, покой, полнота и радость остаются с ними, они приносят им немедленные результаты их продвижения вперед, здоровье в физическом, тишину и доброжелательность в витальном, ясное понимание и обширность в ментальном и общее чувство безопасности и удовлетворения. Но для человека трудно поддерживать постоянный контакт с психическим. Как только он устраивается, и свежесть нового опыта уходит, прежнее сознание возвращается к нему со всеми своими привычками, предпочтениями, одержимостями, недостатками и заблуждениями; покой замещается беспокойством, радость исчезает, понимание притупляется, и появляется чувство, что это место такое же, как и любое другое, ибо он стал тем, кем был прежде. Вместо того, чтобы видеть только то, что было достигнуто, он сосредотачивается почти исключительно на том, что ему предстоит сделать; он становится замкнутым и несчастливым, винит во всём людей и события вместо того, чтобы видеть вину в себе; жалуется на недостаток комфорта, на невыносимый климат, на пищу, которая затрудняет его пищеварение. Он находит поддержку в учении Шри Ауробиндо, в том, что тело является необходимой основой для йоги, что им не следует пренебрегать, но наоборот, нужно заботиться о нём со всей тщательностью, в результате этого, физическое сознание концентрируется почти исключительно на теле, и пытается найти различные способы, чтобы удовлетворить его. С практической точки зрения, это невозможно, ибо за немногими исключениями, физическое сознание характеризуется тем, что чем больше ему даёшь, тем больше оно требует. Кроме того, физическое сознание невежественно и слепо; оно исполнено ложных представлений, предвзятых убеждений, предпочтений и предрассудков.
Поэтому, оно не может эффективно работать с телом. Только психическое сознание обладает необходимым знанием и интуицией, чтобы решить проблему с ясностью и пониманием.
Вы можете спросить меня, как можно изменить это состояние? Вся проблема состоит в том, что вы уходите от своего психического сознания, в то время, как вам следует не терять контакта с ним, ибо только психическое в состоянии решить эту проблему. Таким образом, есть только одно средство: будьте внимательны, не теряйте контакт с психическим сознанием, и не позволяйте ничему в вашем сознании помешать вам и встать между вами и вашим психическим, не слушайте никаких советов и не обращайте внимания на все остальные предложения, но полагайтесь только на психическое.
Обычно те, кто начинает осознавать своё психическое, думают, что оно освободит их от витальных и физических влечений и деятельности; они хотят уйти из этого мира для того, чтобы жить в радости созерцания Божественного и в неизменном покое постоянного контакта с Ним. Отношение тех, кто хочет практиковать интегральную йогу Шри Ауробиндо, совершенно иное. Когда они находят своё психическое сознание и объединяются с ним, они просят его сконцентрировать своё внимание на физическом сознании и воздействовать на него с помощью знания, которое приходит в результате контакта с Божественным, и преобразовать тело, чтобы оно могло получить и проявить Божественное Сознание и гармонию…
Таким образом, всем тем, кто приезжает сюда для того, чтобы присоединиться к Университетскому Центру, я говорю: никогда не забывайте о своей цели и глубоком смысле своего приезда сюда. И если, несмотря на все ваши усилия, горизонт иногда скрывается тьмой, если надежда и радость покидают вас, воодушевление уходит, помните, что это признак того, что вы отдалились от своего психического сознания, и потеряли контакт с его идеалом. В этом случае, вы сможете избежать ошибки, обвиняя людей и события, и увеличивая этим свои страдания и трудности.12
*
В человеческом сознании всё происходит очень медленно. Когда мы сравниваем время, которое необходимо, чтобы что-то реализовать со средней продолжительностью человеческой жизни, оно кажется бесконечным. Но, к счастью, приходит время, когда вы уходите от этих условий и начинаете ощущать себя за пределами человеческих мерок. Как только вы находитесь в контакте с психическим, вы теряете это ограниченное восприятие и мучительное состояние постоянной спешки, которое преследует вас: «Я должен всё успеть. Я должен всё успеть, потому, что у меня очень мало времени, Я должен спешить, у меня не хватает времени». В таком состоянии вы делаете всё очень плохо, или вообще не успеваете ничего сделать. Но как только у вас появляется контакт с психическим, это состояние исчезает; вы становитесь более обширным, спокойным и безмятежным, и начинаете жить в вечности.13
*
Мать, психическое сознание в нас всегда находится в контакте с Божественным: поэтому мы должны чувствовать Его всё время, ибо…
Если вы находитесь в контакте с психическим сознанием постоянно, да. Это установленный и непреложный факт: как только вы находитесь в контакте с психическим сознанием постоянно, вы находитесь в контакте с божественным Присутствием всё время. И, в равной степени, вы можете утверждать обратное: «Я буду знать, что я нахожусь в контакте с психическим сознанием всё время, когда я нахожусь в контакте с божественным Присутствием всё время, во всём. Это будет для меня доказательством того, что я нахожусь в контакте с психическим сознанием.»14
*
Можно ли сказать, что психические вибрации являются вибрациями Божественной Любви?
Каждый из вас может войти в контакт со своим психическим сознанием, ибо это не является чем-то недоступным. Ваше психическое сознание существует именно для того, чтобы осуществить ваш контакт с божественными силами. Если вы находитесь в контакте со своим психическим сознанием, вы начинаете понимать, что такое Божественная Любовь. Как я уже говорила, если вы проснётесь однажды утром и скажете: «Я бы хотел ощутить и быть в контакте с Божественной Любовью», – этого будет совершенно недостаточно. Только в том случае, если с помощью постоянного усилия и глубокой концентрации, когда вы забываете о себе, вы добиваетесь контакта с психическим сознанием, вы находитесь в состоянии, в котором всё вокруг становится для вас Божественной Любовью и ничем иным.
…Значит ли это, что нам не нужно искать Божественную Любовь отдельно от психического сознания?
Да, это означает, что как только вы найдёте своё психическое сознание, вы поймёте, что такое Божественная Любовь. Не пытайтесь войти в непосредственный контакт с Божественной Любовью, потому что, это стремление будет исходить из витального желания, которое движет вами, хотя вы и не сознаёте этого.
Вы должны совершать постоянное усилие, чтобы прикоснуться к своему психическому сознанию, стать сознательными и свободными в его сознании, и тогда, спонтанно и естественно вы узнаете, что такое Божественная Любовь.15
*
Этим утром, во время пранама, я сидела в комнате. Внезапно я почувствовала такое сладостное томление в груди, слёзы смирения и радости потекли из моих глаз; из груди моей спонтанно вознеслись пламенные молитвы. Я чувствовала такую огромную любовь и радость! Какое счастье! Что это было?
Это был контакт с психическим сознанием, твоей истинной душой.16
*
Во время пранама я пережила этот необыкновенный опыт, и из моих глаз текли слёзы. О, милая Мать, почему они текли?
Потому, что во время пранама я установила контакт между твоим обычным сознанием и психическим.
Необыкновенная сладость психического всегда заставляет внешнее сознание плакать и испытывать необыкновенно сильные эмоции.17
*
Я знала людей, которые были необыкновенно глупы, совершенно неразумны; эти люди с помощью стремления – стремления, которое не было сформулировано, ибо они не могли даже выразить себя словами – добились контакта со своим психическим сознанием. Это был не постоянный контакт, но мгновенный, временами совершенно мимолетный. Но в то время, как они находились в контакте со своим психическим сознанием, они становились необыкновенно разумными, и говорили чудесные вещи. Я знала девочку, у которой совершенно не было никакого образования, она была поистине глупа; люди говорили: «Ну что же делать, она такой родилась, изменить ничего нельзя». Но когда она находилась в контакте с психическим сознанием, она постигала самые глубокие и сложные вещи, и делала поразительные замечания. Как только контакт исчезал, она становилась опять глупой. Это не было чем-то постоянным, только благодаря контакту она перестала быть глупой. Таким образом, это непростое средство, то есть вы должны установить контакт с психическим сознанием, и поддерживать его постоянно.18
*
Происходит нечто вроде внутренней близости и общения с психическим сознанием, когда вы добровольно отказываетесь от желания, и, в результате этого, вы чувствуете гораздо больше радости, чем от удовлетворения желания.19
*
…как только происходит первый контакт с силой, психическое сознание обретает силу и начинает доминировать над вашим сознанием и руководить вами. Но постепенно другие части сознания (ментальная, витальная и физическая) возвращаются к прежней привычной деятельности, и новое сознание вновь затмевается ими. Вы должны обладать настойчивым стремлением и волей, чтобы восстановить его.20
*
… эта вера, это доверие Божественной Милости живёт в психическом – позади, она всегда присутствует в нём. Поэтому, иногда – это чувство, иногда – это мысль, иногда – это даже в теле, когда оно находится в контакте с психическим, под психическим влиянием, даже не зная об этом; и в этот момент, эта вера приходит во внешнее сознание и поддерживает его. Это происходит каждый раз, когда вы в контакте с психическим, пусть самом мимолётным. Например, когда с вами что-то случается, вы в необычайной опасности, внезапно вы чувствуете это, силу, которая приходит к вам, силу веры, совершенного доверия божественной Милости, которая помогает вам. Это означает, что вы находитесь в сознательном контакте со своим психическим, которое пришло к вам в трудную минуту для того, чтобы помочь вам, это происходит с помощью вмешательства особенной милости, которая дарует вам эту поддержку… Это означает, что, в зависимости от той части, которая наиболее сознательна в вас, и в соответствии с необходимостью момента, происходит контакт, вы чувствуете внезапную веру, которая охватывает вас и защищает от опасности.21
*
… в тот момент, когда внешнее сознание (физическое, ментальное и витальное) входит в непосредственный и постоянный контакт с психическим сознанием, вы можете сказать, что физическое существо этого человека организовано центральным божественным сознанием. В тот момент, когда вы входите в контакт с этим, и подчиняете себя ему, вы становитесь организованными центральным божественным сознанием…22
*
Обычно первый контакт с психическим сознанием ведёт к этому опыту (переворот сознания), но он только частичный, только та часть сознания – или деятельности любой части существа – та часть сознания, которая объединяется с психическим, получает опыт. И поэтому, во время опыта позиция этой части сознания по отношению к другим частям и ко всему миру полностью меняется, в ней происходит переворот сознания. И она уже никогда больше не возвращается к своему прежнему состоянию. Если у вас есть воля, или вы в состоянии войти в контакт с этой частью каждый раз, когда у вас возникает проблема, и, не теряя контакта с ней, совершать всю деятельность и позволить ей доминировать в вашем сознании над всеми его элементам, тогда они начинают организовываться таким путем, что ваше сознание становится единым – единое множество, множественное единство – сложное, но организованное и централизованное вокруг одной недвижной центральной воли, центральной истины, которая обладает способностью и силой руководить всеми вашими частями, ибо они организованы вокруг центрального Присутствия.
Вы не можете избежать этой необходимости, если вы хотите стать сознательным инструментом божественной Силы. Вы можете быть движимы, побуждаемы к действию и использованы как несознательный инструмент божественной Силы, если у вас есть искренняя готовность к этому. Но для того, чтобы стать сознательным инструментом, который может отождествляться и совершать сознательную, исполненную стремления воли деятельность, вы должны обладать внутренней организацией; иначе вы всегда будете наталкиваться на хаос в себе, тьму и заблуждение в том или ином месте, которые свидетельствуют о несознательности. И естественно, ваша деятельность, хотя она и будет осуществляться под руководством Божественного, не будет обладать тем совершенством выражения, которым она обладает тогда, когда ваше сознание организовано вокруг божественного Центра.23
*
Разве можно помнить свои прошлые жизни?
С помощью контакта с психическим вы получаете фрагменты памяти прошлой жизни – то есть памяти событий, в которых психическое принимало участие.
Это происходит спонтанно, когда те же самые элементы психического опять становятся активными.
Любое ваше ментальное усилие вспомнить прошлые жизни приведёт к пустым фантазиям.24
*
Существует ли на психическом плане прошлое, настоящее и будущее?
В психическом? Да, там даже присутствует сознание всех ваших прошлых жизней. Когда вы входите в контакт с психическим, вы становитесь сознательными о всех тех существованиях, которые вы прожили, оно сохраняет совершенно живую память всех событий, в которых психическое принимало участие – не всю жизнь, не истории, которые вы можете рассказывать о себе: что вначале вы были обезьяной и потом вы стали чем-то более развитым, и так далее, до пещерного человека… нет, никаких историй. Но все события прежних жизней, в которых психическое участвовало, сохраняются в нём, и, когда вы входите в сознательный контакт со своим психическим сознанием, вы можете вызвать это в себе, как нечто, что-то вроде кинофильма. Но в нём нет последовательной связности, исключая жизни, в которых психическое сознание было абсолютно сознательным, действенным, постоянно действенным, то есть в постоянной ассоциации с сознанием; поэтому, естественно, оно сознательно помнит всё, что случилось в жизни человека, и воспоминания – когда он пытается вызвать их – воспоминания его психического сознания более скоординированы и похожи на то, что можно назвать физической памятью, в любом случае, она сохраняет все интеллектуальные и эмоциональные элементы жизни и некоторые физические события, с которыми ассоциировалось психическое сознание, проявляя себя во внешнем; тогда все эти моменты, всё собрание физических обстоятельств, в которых человек участвовал, сохраняются полностью в сознании.25
*
Это не психическое сознание страдает из-за личных неурядиц, это разум, витальное и обычное сознание человека, живущего в неведении. Это происходит потому, что контакт внешнего сознания с психическим непрочный. Тот, в ком контакт с психическим постоянный, всегда счастлив и безмятежен.26
Что Значит Быть Сознательным
Стать сознательным, и видеть то, что необходимо изменить в своей природе, является первым шагом на пути изменения сознания. Но вы должны наблюдать за собой отвлеченно, не будучи подавленным своей настоящей природой, думая: «это безнадежно» или «я никогда не смогу изменить себя».27 – Шри Ауробиндо
***
«Познать себя и контролировать себя.»28
Что это значит?
Это означает сознавать истину внутри себя, сознавать различные части своего сознания и их различные функции. Вы должны знать, почему вы сделали это, почему вы поступили так, а не иначе; вы должны знать свои мысли, знать свои чувства, всю свою деятельность, все свои движения, всё, на что вы способны. И только знать себя недостаточно: это знание должно нести с собой сознательный контроль. Знать себя совершенно, это значит совершенно контролировать себя.
Начать никогда не поздно, и если вы по каким-то причинам оставили практику, никогда не поздно возобновить её. Это означает, что даже если вы слишком молоды, вы можете начать изучать себя и познать себя, и постепенно научиться контролировать себя. И даже, если вы находитесь в том возрасте, который люди называют преклонным, совсем не поздно сделать усилие для того, чтобы познать себя и контролировать свою природу. В этом и заключается Наука Жить.
Для того, чтобы начать совершенствовать себя, прежде всего, вы должны стать сознательными о своей природе. Например, я уверена, что такая ситуация происходила с вами много раз в жизни: вдруг кто-то спрашивает вас: «Почему вы это делаете?» Спонтанный ответ всегда гласит: «Я не знаю». «Почему вы устали?» – «Я не знаю». «Почему вы счастливы?» – «Я не знаю», – и так далее. Я могу спросить у пятидесяти человек без всякой подготовки: «Почему вы это делаете?», – и если они внутренне не сознательны, они ответят: «Я не знаю» (разумеется, я не говорю здесь о тех, кто практикует йогу, и следует своим движениям, чтобы увидеть, откуда они пришли; эти люди, естественно, могут внутренне собраться, сконцентрироваться и дать правильный ответ спустя некоторое время). Если вы внимательно присмотритесь к себе, вы увидите, что такая ситуация случается с вами постоянно. Вы говорите и не понимаете, почему вы это сказали – только после того, как слова слетают с ваших уст, вы замечаете, что это было совсем не то, что вы хотели сказать. Например, вы встречаетесь с кем-то, и у вас готовы целые фразы, которые вы собираетесь сказать, но как только вы стоите перед этим человеком, вы не говорите ничего, или говорите что-нибудь незначительное. Можете ли вы сказать, насколько атмосфера другого человека повлияла на вас, и не дала вам сказать того, что вы хотели ему сказать? Сколько людей могут ответить на этот вопрос? Если они даже не в состоянии увидеть, в каком состоянии был человек, с которым они встретились, и, может быть, именно это было причиной, по которой они не смогли сказать приготовленных слов. Разумеется, случается так, что объект вашей встречи находится в таком подавленном состоянии, что вы не можете ничего от него требовать. Я не говорю о таких случаях. Я говорю о ясном восприятии взаимных влияний: что действует и реагирует в вашей природе; именно это сознание отсутствует в вас. Например, вы вдруг начинаете смущаться, или становитесь счастливым, но сколько людей могут ответить на вопрос, что является причиной их состояния? И это не так просто узнать, это совсем нелегко. Вы должны быть довольно сознательными; вы должны быть постоянно в очень внимательном состоянии самонаблюдения.
Есть люди, которые спят двенадцать часов в день, и всё остальное время говорят: «Я бодрствую»! Есть люди, которые спят двадцать часов в день, и остальное время ходят полусонные!
Для того, чтобы быть в сознании внимательного наблюдения, вы должны иметь что-то вроде антенн повсюду в своём сознании, которые постоянно находятся в контакте с вашим истинным центром сознания. Вы регистрируете всё вокруг себя и внутри себя, вы всё организуете, и вас не может ничто застать врасплох, вы не можете быть обмануты, не можете совершить ошибку, и вы не можете сказать ничего другого, кроме того, что вы хотели сказать. Но сколько людей могут сказать, что это их обычное существование? Именно это я имею в виду, когда я говорю о том, чтобы стать сознательным. Если вы хотите получить пользу от условий и обстоятельств, в которых вы находитесь, вы должны быть полностью сознательными: вас ничто не должно заставать врасплох, вы не должны ничего делать без того, чтобы знать, зачем вы это делаете, вы не должны говорить ничего, если вы не понимаете, почему вы это говорите. Вы должны быть постоянно сознательными.
Вы также должны понимать, что вы не отделенная индивидуальность, что жизнь – это постоянный взаимообмен сил, сознаний, вибраций, движений всех видов. Как будто бы вы находитесь в толпе людей, где, когда каждый толкает вперед, все идут вперед, когда все отступают, каждый отступает. То же самое происходит во внутреннем мире, в вашем сознании. На вас постоянно оказывают влияние силы и существа, они присутствуют как кислород в атмосфере, и если вы не сознательны, они входят в вас и, только тогда, когда они уже попали внутрь вас и выходят, как будто бы они находились в вас всё время, вы замечаете их. Как часто люди встречают нервных, сердитых, в плохом настроении субъектов, и, после этих встреч сами становятся нервными, сердитыми, подавленными, даже не зная, почему с ними это происходит. Почему, когда вы играете в теннис с одними людьми, вы играете очень хорошо, но когда вашими противниками становятся определенные люди, вы не можете играть? И случается так, что довольно мирных людей, совсем не агрессивных, вдруг охватывает ярость, когда они находятся в бушующей толпе! И никто не знает, почему это произошло: Это нечто, что прошло мимо них и захватило волной их сознание. Есть люди, которые испускают определенные вибрации и окружающие реагируют на них, даже не понимая почему. Всё происходит так, от самых незначительных вещей, до самых важных.
Для того, чтобы быть индивидуализированным в обществе, вы должны быть полностью сознательными. И что же вы должны сознавать? Что вы должны считать собой? – то сознание, которое находится вне любой примеси, то, что я называю Истиной вашего существа. И до тех пор, пока вы не сознаёте Истину своего существа, вы подвержены влиянию любых сил, даже не замечая этого. Коллективная мысль, коллективное влияние являются грозным инструментом, который постоянно действует на индивидуальную мысль. И удивительно то, что человек даже не замечает этого. Он верит, что это его собственные мысли и идеи, но на самом деле, это мысли и идеи коллективные. И общество, масса всегда находится на более низком уровне сознания, чем индивидуальность. Возьмите индивидуальных людей, которые относятся к определённому типу людей, так вот, когда они находятся в одиночестве, они, по меньшей мере, в два раза лучше, чем когда они находятся среди людей. Есть смесь смутной неясности и бессознательности в толпе, и, поневоле, вы соскальзываете в эту бессознательность. Избавиться от этого можно только одним путем: вы должны стать сознательными, и становиться всё более и более сознательными, и всё более внимательными к тому, что происходит в вас.
Попробуйте следующее небольшое упражнение: утром скажите себе: «Я не буду говорить ничего без предварительного обдумывания своих слов». Вы верите, что вы говорите то, что думаете, разве не так? Это совсем не так, вы увидите, что много раз то, что вы совсем не хотите сказать, срывается с ваших уст, и, если вы хотите избежать этого, вы должны сделать сознательное усилие для того, чтобы не говорить лишнего.
Я знала людей, которые очень заботились о том, чтобы всегда говорить правду, но вдруг, находясь в группе людей, вместо того, чтобы говорить правду, они спонтанно говорили ложь; когда у них даже не было намерения делать этого, они не задумывались ни на секунду перед тем, как сказать ложь, и она выскакивала у них изо рта непроизвольно. Почему? – потому, что они находились в компании людей, которые постоянно лгут; поэтому, их окружала атмосфера лжи, и они просто заразились этим недугом!29
Ссылки:
- CWM 5:396
- CWM 5:317
- CWM 6:24
- CWM 6:33-34
- CWM 7:74
- CWM 17:90
- CWM 7:263-64
- CWM 5:1
- CWM 7:272-73
- CWM 5:258-59
- CWM 7:423-24
- CWM 12:45-47
- CWM 6:334
- CWM 6:365-66
- CWM 4:245-46
- CWM 17:16
- CWM 17:61
- CWM 4:369-70
- CWM 7:39-40
- CWM 17:122
- CWM 7:116-17
- CWM 4:141
- CWM 8:174-75
- CWM 17:371
- CWM 7:221
- CWM 14:357
- SABCL 24:1558
- CWM 4:33–37
- CWM 3:1–2