Легенды в «Жизни Божественной»
Легенды в «Жизни Божественной» Шри Ауробиндо
Раскрывая Загадку Эпиграфов «Жизни Божественной»
Раздел Эпиграфы «Жизни Божественной» — несет светоносные вибрации древней Индийской Традиции. Раздел посвящен углубленному знакомству с Ведами, Упанишадами, Бхагават Гитой, его целью является погружение в высокие вибрации духовного слова с тем, чтобы подняться на несколько ступеней выше к Источнику вдохновения.
Процесс трансформации сознания – одновременно очень прост и очень сложен в своей сути. Его суть – не ментальна, и поэтому подходы даже к мыслящим доменам нашего существа не ментальны сами по себе. Мы стремимся компенсировать свое непонимание процесса усложнением и накоплением нашего ментального знания, мы заучиваем даты, поглощаем цифры и буквы подобно супермощному пылесосу и вся эта пыль многоуровневыми наслоениями погребает слой за слоем истину нашего существа. И для нас совершенно насущным вопросом является поиск действенного и адекватного средства самопреображения. Нам необходимо найти тот источник высокой вибрации, который был бы гармоничен нашему существу и позволить этим вибрациями распространиться в нашем сознании, позволить им насытить все пространства, став самой субстанцией нашего существа.
Одним из источников таких вибраций являются Веды и Упанишады, их многовековая мудрость и светоносность в силу своей истинности дожили до нашего века. Каждое слово несет свое наполненное светом бремя, каждая частица провозглашает «ОМ!». Вибрации слов разгоняют тьму неведения и открывают наши глаза для горизонтов извечного Духа, несущего вселенную в своих объятьях.
Содержание Легенд в «Жизни Божественной»
- Человеческое Стремление: Уша, Божественная Заря; Агни, Всепровидящая Воля (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 1)
- Два Отрицания I. Отказ Материалиста: Аннам Брахма (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 2)
- Два Отрицания II. Отказ Аскета: «Я» — Брахман (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 3)
- Вездесущая Реальность: Познание Брахмана (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 4)
- Судьба Индивидуальности: Авидья и Видья; Асамбхути и Самбхути (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 5)
- Человек во Вселенной: Душа Человека (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 6)
- Эго и Двойственности: Две Птицы (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 7)
- Методы Ведантического Знания: Тайный Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 8)
- Чистое Бытие: Сат (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 9)
- Сознательная Сила: Шакти; Бодрствующий (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 10)
- Блаженство Бытия: Проблема: Ананда (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 11)
- Блаженство Бытия: Решение: Анандамайя (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 12)
- Созидательная Майя; Повелители Майи (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 13)
- Сверхразум как Создатель: Созидательное Знание (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 14)
- Верховная Истина-Сознание: Праджняна-Гана (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 15)
- Тройной Статус Сверхразума: Держатель (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 16)
- Божественная Душа: Единство (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 17)
- Разум и Сверхразум: Разум и Брахман; Единый (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 18)
- Жизнь: Прана (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 19)
- Смерть, Желание и Несостоятельность: Голод, что есть Смерть; Жизненная Сила (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 20)
- Восхождение Жизни: Восходящая Эволюция; Агни; Сома; Три Шага Вишну (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 21)
- Проблема Жизни: Жизнь; Обитатель; Знание и Наслаждение (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 22)
- Двойная Душа Человека: Пуруша; Не Уклоняясь; Без Печали; Без Страха (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 23)
- Материя: Брахман, как Материя (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 24)
- Узел Материи: Основа Лжи; В Начале всех Начал (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 25)
- Восходящий Ряд Субстанции: Семь Степеней; Лестница Восхождения; Возносящийся Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 26)
- Семикратная Струна Бытия: Семь Нитей (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 27)
- Сверхразум, Разум и Майя Надразума: Скрытый Золотым Колпаком; Сатьям, Ритам, Брихат; Истина и Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 28)
- Неизвестные, Вселенские Определения и Неопределимое: Бытие; Тайна; Они приходят ко Мне; Верховное Бытие; Васудева Сарвам (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 1)
- Брахман, Пуруша, Ишвара – Майя, Пракрити, Шакти: Неделимый; Брахман; Пуруша и Пракрити; Майя; Единый Бог (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 2)
- Вечное и Индивидуальное: Божественный Пуруша; Обитатель; Две Птицы (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 3)
- Божественное и Небожественное: Самоcущий; Предначертание; Брахман; Незатронутое Бытие; Господь в Сердце (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4)
- Вселенская Иллюзия; Разум, Сон и Галлюцинации: Скоротечность; Самосознание и Миры; Разум (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 5)
- Реальность и Вселенская Иллюзия: Ложь (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 6)
История появления
Эпиграфов в «Жизни Божественной»
В начале каждой главы своего монументального труда по философии и метафизике “Жизнь Божественная” Шри Ауробиндо цитирует отрывки Вед, Упанишад и Бхагават Гиты, которые он называл «мотто».
Почти все эпиграфы Жизни Божественной в главах Книги Первой те же, что и в изначально опубликованных главах на страницах журнала «Арья». Из глав Книги Второй, только главы 7, 9, 16 и 18 сохранили эпиграфы опубликованные в «Арья». Все остальные эпиграфы были отобраны Шри Ауробиндо из коллекции цитат подготовленных для этой цели А. Б. Пурани. Шри Ауробиндо выбрал тексты из коллекции Пурани и перевел их на английский.
В книге «Эпиграфы Жизни Божественной» М. П. Пандит постарался объяснить каждый эпиграф в «Жизни Божественной» согласно его контексту для того, чтобы помочь читателю следовать за ходом дискуссии с большим пониманием.
Знакомство с
Легендами в «Жизни Божественной»
Кришна (Владимир Немчин)
Мое знакомство с Ауровилем и длительная связь с этоим местом начались с ауровильского центра изучения работ Шри Ауробиндо «Савитри Бхаван», в котором я работал около трех лет и с которым мы продолжаем поддерживать связь и вести разного рода сотрудничество.
В 2009 году, когда мне пришлось стать редактором журнала Интегральной Йоги «Цель», я почувствовал, что эта работа требует гораздо больших знаний английского языка и самого предмета интегральной йоги, чем у меня на тот момент имелось. Одним из разделов журнала был раздел поэмы Шри Ауробиндо «Савитри». Перевод «Савитри» оказался непосильной задачей. Что делать? За несколько лет до этих событий мне в руки попали диски, на которых Шраддхаван читала поэму Шри Ауробиндо «Савитри». И вот, когда спустя несколько лет мне пришлось переводить «Савитри», эти воспоминания навели меня на мысль встретиться со Шраддхаван и просить ее помощи в переводе «Савитри». Я написал письмо Шраддхаван получил от нее подробное разъяснение трудного места в «Савитри», которое я не мог перевести, а также приглашение посещать её классы по «Савитри» и «Жизни Божественной» в Савитри Бхаване.
На одном из классов по «Жизни Божественной», начиная чтение новой главы, Шраддхаван раздала несколько ксерокопированных листков — на них приводились цитаты из Вед, Упанишад и Бхагават Гиты и подробные комментарии к каждой цитате. Каждый комментарий был исполнен глубокого знания индийской традиции и рассматриваемых текстов. Для меня, как европейца, не имевшего никаких индологических знаний, это оказалось настоящим сокровищем.
Изучение «Жизни Божественной» требует понимания индийской философии, знания Вед, Упанишад, Бхагават Гиты. Без этого значительная часть смысла остается неразгаданной. Книга, из которой Шраддхаван взяла объяснения эпиграфов в «Жизни Божественной», называлась «Legends in the Life Divine» и ее автором являлся М.П. Пандит. С этого момента работы М.П. Пандита стали для меня источником знакомства с индийскими традициями от Вед, Упанишад, Бхагават Гиты до Тантры, а также тем необходимым звеном, которое помогает понять философию и психологию Йоги Шри Ауробиндо, не имея той обширности знаний, которая приходит только с годами. Прозаическое изложение Пандита часто наполнено вдохновением работ Шри Ауробиндо и, в то же самое время, несет свой собственный самобытный колорит, происходящий из глубокого и всеобъемлющего знания автором различных духовных традиций Индии. Когда я начал вести Блог «Йога на Каждый День», то вполне естественным выбором для меня стал перевод комментариев М.П. Пандита к эпиграфам «Жизни Божественной». Сама по себе тема эпиграфов в «Жизни Божественной» глубоко специфична и, вероятно, заинтересует совсем немногих — тех, кто взялся самостоятельно изучать «Жизнь Божественную» Шри Ауробиндо и первым же вопросом которых было: «…. что это, за тройственные рождения, и есть ли хоть одна душа во всем мире, которая соблаговолит мне это объяснить?». И всё же, соприкосновение с мудростью древнеиндийских писаний, раскрытие их тайного смысла и перевод их на русский язык само по себе было наградой и истинным удовольствием. Я бы искренне хотел, чтобы что-то от этого лучистого и сияющего восторга передалось и вам во время чтения этой книги.
Помимо комментариев к эпиграфам в «Жизни Божественной» М.П. Пандит провел серию бесед по «Жизни Божественной», а также опубликовал книгу «Введение в Жизнь Божественную» — материалы, в значительной степени расширяющие понимание основного труда по философии, написанного Шри Ауробиндо.