Методы Ведантического Знания: Тайный Дух (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 8)
Методы Ведантического Знания
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга I. Глава 8
Тайный Дух
Этот тайный Дух во всех существах не явен, но он видим посредством верховного разумения, тонкий, теми, кто обладает тонким видением.
(Ката Упанишада. 3.12)
Тайна вещей не лежит на их поверхности. Каждое существование имеет в себе непреходящую Реальность. Это то, что поддерживает его изнутри, сохраняет его, и, даже, когда внешняя форма разлагается, переживает её, продолжая истину этого существования в другой форме. Эта реальность является Духом каждого существа. Он не явен внешнему глазу и не различим ментальной способностью рассудка. Он находится за пределами постижения разума в его нынешнем состоянии.
Но всё же, он не полностью невидим. Он даёт себя увидеть более тонким видением, чем физическое; это – Око, говорит Кена, позади глаза, делающее его способным видеть. Это более тонкое видение простирается шире и глубже и выше, чем обычная человеческая способность и Дух может быть увиден этим видением. Те, кому удаётся открыть это более тонкое видение в себе с помощью соответствующей дисциплины, тапасьи, видят этот тайный Дух.
И, хотя Дух находится за пределами ментального рассудка, он доступен высшему разуму. По той причине, что поле деятельности интеллекта очень ограничено, существуют области опыта, где он спотыкается. Этот разум должен быть поднят выше в уровнях сознания, обращён в более высокий разум, открытый для деятельности высших способностей, таких как интуиция и откровение, и быть возвышен до духовного разума, прежде чем он сможет познать Дух всего. Здесь тоже, только те, кто совершили необходимое усилие по очищению, расширению и возвышению ментального рассудка, могут испытать опыт Духа.
Дух не может быть познан умом. Но он поддаётся восприятию сознания, которое способно непосредственно открыть себя – в видении и понимании – и оправдывает веру вопрошающего духа.