Божественное и Небожественное: Самоcущий; Предначертание; Брахман; Незатронутое Бытие; Господь в Сердце (Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4)
Божественное и Небожественное
Эпиграфы в «Жизни Божественной» Книга II. Глава 4
Самоcущий
कविर्मनीषी परिभूः स्वयंभूर्याथातभ्यतोऽर्थान्व्यदधात् शाश्वतीभ्यः समाभ्यः ॥
— ईश उप. ८.
Провидец, Мыслитель, Само-Сущий, чьё становление происходит повсеместно, с незапамятных времен организовал всё в совершенстве.
(Иша Упанишада 8)
Эта манифестация а происходит из Видения Верховного Бытия, Провидца, который прозревает в своем существе определенные истины своего существования, формирующие закономерность гармонии, которая многообразно проявляет его Торжество. В своем Сознании он определяет последовательность и наделяет это движение развивающей Силой согласно центральной Воле, которая руководит им. Он – само-рожденный, Исток всех существований. Именно он становится всем тем, что составляет манифестацию. Он ширится и образует собой эту вселенную. Он намечает порядок, направление, цель этого обширного движения. И этот Порядок, основанный на Истине его видения и Истинной Идее, сам по себе совершенен. Он гарантирует, что всё обстоит так как должно быть в обширной перспективе. Даже те элементы, которые кажутся ограниченному человеческому видению небожественными, играют роль в проявлении Божественного. Всё является Божественным в процессе становления. Он пребывает в сердце всего сущего наблюдая, планируя, осуществляя свою Волю, которая предшествует рождению Времени и Пространства. Ничто не может существовать без дозволения его центральной Воли, ничто не может существовать, что не являлось бы частью всеобщего плана в божественном Видении.
Предначертание
बहवो ज्ञानतपसा पूता मद्भावमागताः ॥
………….मम साधर्म्यमागताः ॥
— गीता ४.१०;१४.२.
Многие, очищенные знанием, пришли к Моему состоянию бытия… Они достигли Моего подобия в своем законе бытия.
(Б. Гита, 4.10; 14.2)
Состояние неведения, страдания и греха не является постоянным состоянием в котором человек должен существовать. Посредством суровой дисциплины он может освободить себя от всех небожественных качеств, которыми исполнена его природа, воздерживаться от жизненных движений, которые связывают его с низшей природой и расти в божественном сознании. В этом процессе его поддерживает свет внутреннего знания, исходящий от души, который рассеивает тьму бессознательности и искажения, скрывающие его внутреннее бытие. По мере того, как в нём растет знание, пламя его сияния поглощает все несовершенства и нечистоту природы и он достигает состояние сознания, которое божественно. Не только он разделяет то же самое состояние бытия, но он также обретает в тот же закон бытия, что и у Божественного. Он действует так же как Божественное. Не только в своем бытии, но так же и в становлении он обретает единство с Божественным.
То, что по своей видимости не божественно, освобождается от своих несовершенств и искажений с ростом деятельности высшего знания и обретает божественную природу, в своем состоянии и законе бытия.
Брахман
तदेव ब्रह्म त्वं विद्धि नेदं यदिदमुपासते
— केन उप. १.४.
Знай Это как Брахмана, а не как то, чему люди здесь поклоняются.
(Кена Упанишада 1.4)
Люди почитают объекты своих желаний ради удовлетворения, которое они содержат. Тогда они устремляются за вещами, которые несут удовольствие их восприятию. Они не удовлетворяются тем, что имеют, но стремятся обрести и удержать то, чего у них нет. Они цепляются за жизнь всеми силами, стремятся избежать всего, что угрожает безопасности своих обретений, своей жизни, своей радости. Они ищут постоянства в том, что подвергнуто вечной смене. Их усилия в этом направлении обречены на провал, ибо все объекты желания, все вещи несущие наслаждение – даже те, которые временами приносят боль – все обретения, мимолетны в потоке времени. Они гонятся за миражами и оказываются разочарованными. Реальность, постоянное, вечное не может быть найдена в обычной жизни: в неведении и во лжи. Это не может быть обнаружено в несовершенных и неполных формациях. Истину следует искать превыше всей двойственности, превыше всех деформаций; она также и превыше всех определений. Она не может быть классифицирована согласно нашим ментальным человеческим ценностям. Она самосуща, невыразима и может быть только обозначена как То, тат.
Это не является Тем. Но это может вырасти в То, и в действительности ему суждено превзойти себя и найти свою истину в Том, что является Брахманом.
Незатронутое Бытие
एको वशी सर्वभूतान्तरात्मा ।
सूर्यो यथा सर्वलोकस्य चक्षुर्न लिप्यते चक्षुषैर्बाह्यदोषैः ॥
एकस्तथा सर्वभूतान्तरात्मा न लिप्यतो लोकदुःखेन बाह्यः ॥
— कठ उप. ५.१२, ११.
Одно главенствующее внутреннее Бытие всех существ… Подобно Солнцу, оку мира, не затронуто внешними огрехами видения, так и это внутреннее Бытие в существах не затронуто горестями мира.
(Ката Упанишада 5.12,11)
Во внешней видимости все существа подвержены непредсказуемым порывам природы. Их также бросает встрясками обстоятельств, ударами неизвестного происхождения. Но на самом деле, в каждом существе присутствует внутреннее Бытие, управляющее всеми его движениями. Оно не вовлечено в события жизни, но контролирует их из своего превосходящего положения. Оно пребывает в роли Свидетеля, наблюдающего за всем происходящим; сам его взгляд действует как управляющий фактор. Это Бытие незатронуто радостями или печалями мира. Только внешняя эго-сущность подвергается превратностям мирского существования; они не затрагивают более глубокого и истинного Бытия. Также как Солнце в зените небес сияет, проливая свой свет свыше не будучи затронутым никакой огрешностю зрения наблюдателя, это Бытие управляет жизнью каждого существа, оставаясь неомраченным бедами внешней жизни.
Господь в Сердце
ईश्वरः सर्वभूतानां हृद्देशे…… तिष्ठति ।
– गीता १८.६१.
Господь пребывает в сердце всего cущего.
(Бхагават Гита, 18.61)
В каждом из нас присутствует Божественное. Божественное внутри можно пережить по-разному: как Присутствие, дающее о себе знать, когда шум нашего разума и витального утихает и мы обращаем свой взгляд внутрь; как недвижный Покой или беспричинную Радость, являющимися характерными признаками Духа; как неизменное Бытие, присутствующее позади всех движений, беспристрастно поддерживающее, но не вовлеченное ни в одно из них. Но это ещё не всё. Божественная Реальность проявляет себя также как Господь, Владыка нашего существования, правящий всеми нашими движениями, направляющий их Своей волей. Он – Абсолют, который индивидуализировал Себя и восседает в самом центре нашего существа, управляет всей эволюцией нашей души, являющейся концентрацией Его сознания в движении манифестации. Он тот, кто движет нашей природой согласно его Воле в каждом их нас. Он – сверхдуша нашей души в эволюции, Параматман нашего Дживатмана на пути восхождения к совершенству в Божественном Сознании.