Сомнения и Божественное (Загадка этого Мира)
Сомнения и Божественное
Загадка этого Мира
Всему миру, от духовного мыслителя, до материалиста, известно, что мир для сотворенного или естественно эволюционировавшего в неведении или бессознательности Природы существа — это не ложе из роз и не путь радостного Света. Это трудный путь, битва и борьба, часто болезненный и извилистый рост, жизнь, полная неясности, лжи и страданий. В ней есть свои ментальные, витальные, физические радости и удовольствия, но они приносят лишь мимолетное наслаждение, от которого витальное «я» не желает отказываться, и в конце концов приводят к отвращению, усталости или разочарованию.
Что же тогда? Сказать, что Божественного не существует, легко, но это ни к чему не приведет — вы останетесь там, где находитесь, без перспектив и смысла — ни Бертран Рассел, ни любой другой материалист не смогут сказать вам, куда вы идете или вообще куда вам следует идти. Божественное не проявляет себя так, чтобы его можно было распознать во внешних обстоятельствах мира — это очевидно. Это не деяния какого-то безответственного самодержца — это обстоятельства работы Сил согласно с определенной природой бытия, можно сказать, с определенной задачей или проблемой существования, в которую мы все в действительности согласились включиться и сотрудничать.
Эта работа мучительна, сопряжена с сомнениями, ее превратности невозможно предсказать? Тогда есть две возможности: выйти из нее в нирвану буддийским или иллюзионистским путем или проникнуть внутрь себя и найти там Божественное, поскольку на поверхности его не обнаружить. Ибо те, кто совершил эту попытку, а их было не единицы, а сотни и тысячи, на протяжении веков свидетельствовали, что Оно реально, и поэтому существует Йога.
Это занимает много времени? Божественное скрыто за плотной завесой своей майи и не отвечает сразу или на ранней стадии на наш зов? Или оно дает лишь неопределенный и мимолетный проблеск, а затем удаляется и ждет, пока мы будем готовы? Но если Божественное имеет какую-либо ценность, то разве не стоит потратить немало времени и труда на его поиски, и мы можем ли настаивать на том, чтобы получить его без всякой подготовки, жертв, страданий и проблем? Выдвигать подобные требования, конечно же, неразумно. Вполне очевидно что, мы должны проникнуть внутрь, за завесу, чтобы найти его; только тогда мы начнем видеть его снаружи, и интеллект будет не столько убежден, сколько вынужден признать его присутствие на опыте — подобно тому, как человек может увидеть то, что он отрицал раньше, и быть не способен больше этого отвергать. Но для этого необходимо принять условия, проявить настойчивость в воле и терпение в труде.
Шри Ауробиндо
10 сентября 1933 г.