Шри Ауробиндо: Его Жизненный Вклад (Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 13)
Шри Ауробиндо: Его Жизненный Вклад
Шри Ауробиндо и Его Йога
Раздел 1: Обзор Учения Шри Ауробиндо. Часть 13
15 августа 2022 года исполнилось 150 лет с тех пор, как творческий гений, каким являлся Шри Ауробиндо, пришел на нашу Землю – место, избранное для эволюции во Вселенной. Он пришел с миссией, данной Богом. Еще будучи одиннадцатилетним мальчиком, он предчувствовал, что человечество ждут великие перемены и что ему самому суждено сыграть в них ведущую роль. Спустя шестьдесят лет, оглядываясь на произошедшие события и вершившуюся историю, он заметил, как те мечты, которые в начале его жизни казались неосуществимыми, начали воплощаться в жизнь.
Первой из них была мечта о свободной Индии. Хорошо известна его роль в пробуждении нации к призыву Матери-Индии заключенной в оковах, его роль в активизации политического лидерства и направлении страны на верный путь к независимости. Его заслуги в пробуждении сознания нации к ее драгоценному наследию – духовному, культурному и социальному – и изложении этих основ в ясных словах для возрождения ее жизни согласно ее собственному темпераменту, заслуживают не меньшего внимания. Он вернул индийцам право на гордость за свое наследие, наметил направления, в которых они должны развивать свою жизнь – индивидуальную и коллективную – чтобы подтвердить свое право на обладание этим наследием и сделать его динамичным элементом прогресса всех народов мира. Он отметил, что основные истины индийской культуры и цивилизации непреходящи, но время от времени они должны переосмысливаться в новых формах согласно духу эпохи. Пока индийский народ верен этому желанию нации-души, его жизнь гарантированно будет непрерывной. Именно поэтому их цивилизация и образ жизни пережили все остальные на этом земном шаре и переживут их в будущем.
Духовность была главным источником жизненных сил Индии, но это духовность, подтверждающая жизнь всего мира, наполняющая своим динамизмом все отрасли знания, все сферы ее самовыражения. Шри Ауробиндо определил направления, по которым должна осуществляться эта миссия Индии.
Хотя Шри Ауробиндо считал свободу и развитие Индии решающим фактором для прогресса мира на пути к своей судьбе, его видение охватывало и другие страны. В частности, его заботило пробуждение Азии, родины большинства цивилизаций, и утверждение свободы прогресса всеми странами этого континента. Он приветствовал расцвет Японии, намечающиеся перемены в Китае еще в первом десятилетии двадцатого века. Он надеялся, что их возрождение будет происходить в формах, естественных для их собственного гения, а не в чуждых формах Запада. В конце Первой мировой войны он предвидел явное появление Азии в качестве существенной силы в мировой политике и прилагал видимые и незримые усилия для достижения этой цели. В 1947 году он отмечал: «Азия пробудилась; значительные ее области теперь совершенно свободны или в настоящее время освобождаются; другие ее еще подчиненные или частично подчиненные части движутся в борьбе к свободе. Осталось сделать совсем немного, и это будет сделано сегодня или завтра». И действительно, Азия в настоящее время политически освобождена и экономически возрождается.
И даже более того. Шри Ауробиндо с надеждой смотрел на Всемирный Союз, который станет внешней основой более благородной жизни человечества. Он приветствовал все попытки, пусть даже самые поверхностные, направленные на это объединение, и сам писал и работал на своем уровне ради единства наций. Он рассматривал Лигу Наций, Организацию Объединенных Наций как необходимые шаги вперед и призывал к более решительным действиям для достижения человеческого единства. Он всегда подчеркивал, что единство должно быть сначала достигнуто на психологическом уровне, и только тогда внешняя структура обретет жизнь и значимость. Он написал два фундаментальных труда по психологии социального развития и роста человечества на пути к идеалу Человеческого Единства, и эти великие работы оказали решающее влияние на человеческий разум.
Осознание единства человечества, единства творения не может прийти из рассуждений или логических умозаключений. Оно должно исходить из более глубоких уровней человеческого существа, его духовного измерения. Мир стремительно развивается в различных сферах, но его нищета в той области, которая имеет наибольшее значение, – духовной – сохраняется. Шри Ауробиндо с надеждой смотрел на распространение духовного знания из Индии в остальной мир. На протяжении веков Индия была обителью духовного опыта, как самого глубокого, так и самого высокого. И во все века ее духовные открытия достигали и оказывали влияние на людей в странах за пределами ее берегов. Шри Ауробиндо возродил всеобъемлющую духовную традицию Индии из-под обломков и наростов, закрывавших ее истинный облик, связал ее с открытиями современной науки и утвердил позитивный духовный Идеал Совершенства Человека. Движение духовной мысли и жизни, начавшееся в прошлом веке с приходом Рамакришны и Вивекананды, получило огромное развитие после провозглашения Шри Ауробиндо философии и практики Божественной Жизни, и в настоящее время мир принимает нарастающий прилив индийской духовности.
«Индийская духовность все больше проникает в Европу и Америку. Это движение будет возрастать; среди катастроф нашего времени все больше и больше глаз обращается к ней с надеждой, и даже все чаще прибегают не только к ее учениям, но и к ее психической и духовной практике.» – Шри Ауробиндо
И последний завершающий шаг – ускорение следующего этапа в эволюции человека. Шри Ауробиндо и его сиятельная сотрудница, Мать, посвятили всю свою жизнь на Земле достижению этой цели.
Как известно, Шри Ауробиндо считал, что наш мир – это развивающаяся последовательность развертывающегося Сознания. Духовная эволюция – это процесс этого раскрытия. Сознание, Чит, как называли его древние риши, проявляется на этом земном шаре в развивающихся формах, стадия за стадией. За стадией инертной Материи следует стадия зарождения Жизни; за ней, в свою очередь, следует становление Разума; следующим неизбежным шагом, говорит Шри Ауробиндо, будет проявление Духа, Души, Божественного Разума, который является принципом Истины-Знания, Истины-Воли, Единства. Все эволюционные процессы и усилия неотвратимо движутся в этом направлении. Человек находится на пути к тому, чтобы стать Богочеловеком, существом с Богосознанием, для которого гармония, мир, единство являются естественными явлениями. Глобальное мировоззрение, которое сегодня распространено среди высших слоев человечества, является конкретным свидетельством этих прогрессирующих изменений. Шри Ауробиндо занимался 40 лет непрерывной садханой, чтобы ускорить приход этого правления Божественного Сознания, и после ухода Шри Ауробиндо, Мать занималась установлением на Земле этого Нового Сознания, которое обещает нашему страждущему человечеству не что иное, как Божественную Жизнь. Своей тапасьей, направленной на реализацию этого состояния Истины-Сознания на Земле, Шри Ауробиндо сделал возможным для человека достижение этого Идеала Божественного Царства в себе и в человечестве и проложил путь к этому великому свершению.
Выражаясь его словами:
Мы рождены, чтобы вести душу человека к Истине и Богу,
Чтоб привести изменчивую схему смертной жизни
В некое подобие плана Бессмертного,
Чтобы приблизить ее к образу Бога,
Чуть ближе к Идее Божественной.
Савитри