Ошибки Кармайоги (Ошибки и Ловушки Духовных Практик. Часть 2)
Ошибки Кармайоги
Ошибки и Ловушки Духовных Практик. Часть 2
Работа занимает очень важное место на нашем пути. До Шри Ауробиндо «Бхагавадгита» возвысила ценность работы, придав ей духовное значение. Гита указывает, как работа, которая обычно создает карму, сковывающие цепи, теряет эти свойства и становится средством духовного освобождения, в том случае если она выполняется бескорыстно, в качестве подношения Божеству. Также Шри Ауробиндо и Мать взяли это за основу и развили его дальше как динамический элемент внутренней трансформации. Работа — это поклонение тела Божеству. Но что это за работа? Это работа, выполняемая без желания и эгоистических мотивов, работа, выполняемая сознательно сохраняя духовное равновесие, священно принося её как подношение. Что мы делаем, когда поклоняемся? В этот момент мы избавляемся от всех низших движений, низменных влечений. Даже омовение, которое вы совершаете перед входом в храм, является символом, подтверждением того, что вы очистились от всех недуховных элементов. И вы теряете себя в процессе поклонения. Вы общаетесь с Богом и изливаете потоком своё существо. Если работа должна играть эту роль, она должна выполняться именно таким образом. Работа, лишенная духовной атмосферы, духовной основы, становится трудом. Мать подчеркивает, что это становится просто физическим трудом. Это приносит усталость и тому подобное. Работа становится соперничеством, средством для личного возвышения, для эксплуатации, или же становится механической, как работа на фабрике.
Но в духовной жизни работа имеет духовное значение только в том случае, если она постоянно сопровождается неустанным посвящением, подношением Божеству, независимо от каких-то других целей. Ваше внимание всегда остается на работе, с какой целью она выполняется и почему вы ее делаете. Вас не заботит, каков будет результат, он отдан на волю Божественного. Вы не беспокоитесь о том, что о вас думают другие, какова реакция окружающих. Все, что вы делаете, это поддерживаете внутреннее отношение, духовную заботу о Божественном в человечестве, когда вы выполняете работу. Работа должна быть средством сообщения вашего уровня сознания с теми, с кем вы работаете, и с теми, кому должны достаться плоды вашей работы. Поэтому обычным мирским соображениям здесь нет места. В противном случае работа становится ловушкой. Работа духовна столько, сколько сохраняется верное отношение. Вы не думаете о своем положении, высокое оно или низкое, подчиненное или главенствующее. Вы работаете не для того, чтобы заслужить славу, получить признательность от кого-то. Вы работаете не для того, чтобы укрепить свое положение в организации, а в качестве привилегии, ценной помощи на пути. Я помню, как в самые первые дни Ашрама работа была единственным, что ценилось больше всего кроме прикосновения Матери. В тот момент, когда садхак брался за работу, данную Матерью, он чувствовал себя окрыленным. Она всегда говорила, что давая работу, она также давала способность выполнить эту работу. Я помню, как, хотя часы работы были установлены в соответствии с трудовым законодательством, сами садхаки работали намного дольше. Бумаги приносили домой, работали в нерабочее время, но всегда были бодрые, не было чувства усталости. Мать должна была позже объяснить, что появление усталости на работе является признаком того, что в отношении к работе есть некое искажение. Работа предназначена, среди всего прочего, для повышения уровня вашего сознания, учась прилагать усилия без участия эго, без корыстных мотивов, что является обычным побуждением к работе; в коллективной организации она призвана нести в человеческие отношения дух гармонии, атмосферу любви, взаимной заботы, помощи друг другу. Здесь заключается ключ к братству. Братство возникает не просто в результате размышлений о нем, а через реальное усилие. Если вы можете отождествить себя с коллективом, принять участие в чьей-то борьбе, забывая на время о себе, вы погрузились в верную атмосферу работы. Теперь каждый из нас должен спросить себя, выполняю ли я эту работу, как часть садханы или как рутину повседневной жизни, или по каким-то иным соображениям? Работа теряет свой священный характер, если она связана с другими соображениями, работа остается обычной работой. Кроме того, у нас может развиться привязанность к работе. Есть люди, которые хотят делать одно и то же все 365 дней, они не приемлят изменений, вызванных интересами общества в целом. Существует инстинктивное предпочтение придерживаться одного и того же. Работа становится ловушкой.
Работа священна, работа велика, работа духовна, но она должна сопровождаться верным сознанием, иначе она становится западнёй. Мы видели людей, работающих по шестнадцать, восемнадцать часов, хвастающихся этим: я работаю восемнадцать часов, а остальные не работают больше четырех часов, они уходят за час до звонка и так далее. Одним таким утверждением вы теряете всю ценность работы. Вы больше не работник Божественного. У вас развивается комплекс само-восхваления и обесценивания других. Это одна из иллюстраций того, как мы ошибочно принимаем средства за цель. Работа, сама по себе, не приведет нас к цели. Но она подготавливает условия для нашего продвижения, прогресса на пути, если это делается в верном духе.
М. П. Пандит