Психическая Трансформация (Природа и Эволюция Души. Часть 6)
Психическая Трансформация
Природа и Эволюция Души. Часть 6
Хотя незримо Смерть ступает рядом,
Свидетель сумрачный рожденья тела,
Судья последний сует бренной жизни,
Её загадка в нас несёт двуликий смысл:
Смерть – этот путь, врата, неверный шаг —
Душа должна пройти, чтоб вновь родиться,
Триумф таится тайный в пораженье,
Она – тот кнут, что гонит нас к бессмертью.
Мир бессознанья, духа темный дом,
Ночь Вечная лишь сумрак тени Света.
Но не исток души и не конец;
Она – Мать тьмы, в утробе чьей мы спим,
Сокрытые от света в муках жизни.
Пришли мы в тьму из мирозданья Света,
Чтоб, жизнь прожив, опять вернуться в Свет.
Шри Ауробиндо, «Савитри», Книга X, Песнь 1
В психической трансформации мы различаем три основных элемента: (1) открытие оккультного внутреннего разума, внутреннего витального и внутреннего физического, так, что человек начинает осознавать всё, что лежит за пределами внешнего разума, жизни и тела – (2) открытие психического существа или души, с помощью которого оно выходит вперёд и руководит разумом, жизнью и телом, обращая всю природу к Божественному – (3) открытие всего низшего существа духовной истине – эту последнюю стадию можно назвать духовно-психическим изменением. Психическая трансформация может вывести человека за пределы индивидуального в космическое сознание. Даже открытие оккультного сознания устанавливает связь с космическим разумом, космическим витальным и космическим физическим. Психическое осуществляет контакт со всем существованием, реализует единство высшего «Я», универсальную любовь и ведёт к остальным реализациям, которые приводят к обретению космического сознания.
Но всё это является результатом открытия сознания духовным планам свыше и происходит посредством нисхождения духовного света и истины в разум, жизнь и тело и его отражения в них. Духовная трансформация как таковая начинается или становится возможной тогда, когда человек поднимается над разумом и живёт там, руководя всем сверху. Даже в ходе психической трансформации он может подниматься выше обычного сознания, благодаря своеобразному восхождению ментального, витального и физического существ с последующим их нисхождением назад, но он ещё не живёт там, на вершинах сознании, где находится план Надразума вместе с другими планами, расположенными над человеческим Разумом.
Супраментальная трансформация может наступить только тогда, когда преграда между низшей и высшей полусферами существования будет убрана, и вместо Надразума ведущей силой существования станет Сверхразум…(1)
*
Из двух трансформаций (духовной и психической – прим. пер.) психическая необходима в первую очередь – если с вами происходит психическая трансформация, это в значительной степени облегчает другую трансформацию, а именно, трансформацию обычного человеческого сознания в высшее духовное сознание – иначе ваше продвижение в садхане будет или медленным и лишенным событий, или же увлекательным, но опасным путешествием..(2)
*
Всё в садхане опасно или может быть таковым, кроме психического преображения. (3)
*
Психическое развитие и психическое изменение разума, витального и физического сознания является необыкновенно важным процессом, так как это делает безопасным и легким нисхождение высшего сознания и последующую духовную трансформацию, без которой супраментальная трансформация всегда будет оставаться лишь отдалённой перспективой. Силы и т.д. играют определенную роль, но довольно незначительную в том случае, если не происходит психического изменения. (4)
*
Что касается опытов – это хорошо, но проблема в том, что они не изменяют природу человека, они только обогащают его сознание – даже реализация Брахмана на уровне разума, за редким исключением, оставляет природу такой же, какой она была раньше. Вот почему мы настаиваем на первоочерёдной необходимости психической трансформации – ибо это именно то, что изменяет природу – а её основным инструментом является бхакти, самоотдача и тому подобное. (5)
*
Очищение и посвящение являются совершенной необходимостью в садхане. Те, кто получает духовные опыты до очищения, подвергают себя большому риску: гораздо лучше вначале очистить сердце, ибо только тогда путь становится безопасным. Вот почему я советую вначале пройти через психическое изменение природы – ибо это и означает очищение сердца: его полное обращение к Божественному и подчинение разума и витального контролю со стороны внутреннего существа, души. Всегда, когда душа выходит вперед, человек получает верное руководство изнутри в отношении того, что должно быть сделано, чего необходимо избегать, что является неверным и верным в мыслях, чувствах и действиях. Но это внутреннее водительство проявляется постепенно, по мере того как сознание становится всё более и более очищенным. (6)
*
Между психической и духовной трансформацией существует различие. Духовное изменение нисходит свыше, психическое изменение происходит изнутри, когда психическое начинает доминировать над разумом, витальным и физическим. (7)
*
Психическая трансформация означает изменение низшей природы, которое приносит верное видение в разум, верный импульс и чувство в витальное, верное движение и привычку в физическое – всё обращается к Божественному, всё основывается на любви, поклонении, бхакти…
Духовное изменение – это устойчивое нисхождение свыше света, знания, силы и блаженства, осознание высшего «Я» и Божественного, и высшего космического сознания, и изменение всего сознания по его образу и подобию. (8)
*
Оба эти ощущения верны – они указывают на два необходимых в садхане движения. Одно из них заключается в том, что нужно идти внутрь и открыть полностью связующий канал между психическим существом и внешней природой. Другое – в том, чтобы открыться Божественному Покою, Силе, Свету и Ананде свыше, для того чтобы подняться в них и принести их вниз, в природу и в тело. Ни одно из этих двух движений — ни духовное, ни психическое — не является завершенным без присутствия другого. Если духовное восхождение и нисхождение не осуществлено, не сможет произойти и духовной трансформации природы; если не произошло полного психического открытия и связи души с природой, трансформация не может быть полной.
Между этими двумя трансформациями не существует противоречия; некоторые начинают с психической трансформации, другие – с духовной, некоторые люди осуществляют обе трансформации вместе. (9)
*
Можно концентрироваться в любом из трех центров в зависимости от того, что для вас осуществить легче всего, и что приносит наиболее ощутимый результат. Сила концентрации в сердечном центре должна открыть этот центр и силой стремления, любви, бхакти и самоотдачи снять завесу, которая скрывает и отделяет от нас душу, и позволить душе выйти вперед, чтобы психическое существо могло руководить разумом, жизнью и телом, и обратить и открыть их полностью Божественному, устраняя всё, что препятствует этому открытию и обращению.
Это именно то, что называется в этой йоге психической трансформацией. Сила концентрации над головой должна принести покой, безмолвие, освобождение от ощущений тела и отождествления с разумом и жизнью, она должна открыть путь для того, чтобы низшее (ментальное, витальное и физическое) сознание могло подняться к высшему сознанию, и силы высшего (духовная природа) сознания могли низойти в разум, жизнь и тело. Это то, что называется в этой йоге духовной трансформацией. Если вы начнете с неё, тогда Сила свыше должна по мере своего нисхождения открыть все центры (включая низший центр) и вывести вперед психическое существо; ибо до тех пор, пока это не сделано, в вашей садхане будут присутствовать трудности и борьба низшего сознания, которое преграждает путь, смешивается или даже иногда отказывает Божественному Вмешательству свыше. Если психическое существо активизировано, эта борьба и трудности сводятся к минимуму.
Сила концентрации между бровями должна открыть центр, который находится в этом месте, освободить внутренний разум и видение и внутреннее или йогическое сознание со всеми его опытами и силами. Из этого центра также можно осуществить открытие наверх и совершать работу в низших центрах; но опасность этого процесса заключается в том, что садхак может быть запертым в своих собственных ментальных духовных формациях и так и не выйти оттуда в свободный и интегральный духовный опыт и знание и интегральное изменение своего существа и природы. (10)
*
Прежде всего необходимо совершить психическое изменение, и до тех пор пока оно не достигло достаточной полноты, Сверхразум будет оставаться лишь отдаленной перспективой, о которой не следует даже и думать. (11)
*
Только супраментальное может преобразовать материальное существо, но физический разум и физическое витальное могут быть в значительной степени преобразованы под влиянием психического и Надразума. Полное преобразование может произойти только с помощью супраментального влияния. Но в настоящее время именно психическое является той силой, на которую можно рассчитывать для предварительного очищения низшей природы. (12)
*
По мере того как корка внешней природы растрескивается и стены внутренней изолированности разрушаются, внутренний свет начинает проникать во внешнее, внутреннее пламя пылает в сердце, субстанция природы и сознания совершенствуется и становится всё более очищенной и одухотворенной, и более глубокие психические опыты, те, которые исходят не только из внутренней ментальной и внутренней витальной природы, становятся возможными в этой более совершенной и чистой субстанции; душа начинает обнажать себя, психическая личность достигает своего полного развития. Душа, психическая сущность, получает возможность проявить себя в качестве центрального существа, которое руководит разумом, жизнью и телом и поддерживает все остальные силы и функции Духа; оно, это существо, начинает исполнять свою истинную функцию руководителя и ведущего природы. Это руководство начинается с того, что психическое существо выносит каждое движение в свет Истины, отвергает всё, что ложно, темно и что сопротивляется божественной реализации: каждый участок в существе, все его темные уголки и закоулки, все движения, формации, тенденции, предрасположенности мысли, волеизлияния, эмоции, ощущения, действия, реакции, побуждения, склонности, желания, привычки сознательного или подсознательного физического, даже наиболее скрытые, замаскированные, безмолвные, темные, неясные, освещаются безошибочным психическим светом, который рассеивает все заблуждения, распутывает все узлы и выявляет и избавляется от всех неясностей, обманов и самообманов; всё очищается, ставится на своё место, вся природа гармонизируется и настраивается на психический ритм, приводится к духовной организации.
Этот процесс может быть медленным или быстрым в зависимости от количества сопротивления и тьмы, которые всё ещё присутствуют в природе, но он продолжается настойчиво и безотказно до тех пор, пока не будет завершен. В конце концов, всё сознательное существо совершенствуется и становится готовым к любому духовному опыту, оно обращается к духовной истине мысли, чувства, ощущения и деятельности и верной реакции, освобожденное от тьмы и упорства тамасической инерции, всех возмущений и нечистоты раджастической страсти и беспокойного, лишенного гармонии динамизма, озаренных и сатвических ограничений или жесткого равновесия – от всего того, что свойственно Неведению.
Это является первым результатом, но второе изменение заключается в свободном притоке всех видов духовного опыта, в переживании высшего «Я», переживании Ишвары и Божественной Шакти, опыта космического сознания и непосредственного контакта с космическими силами и оккультными движениями универсальной Природы, психической симпатии и единения, внутреннего общения и взаимодействия всех видов с другими существами и с Природой, в озарениях разума знанием, озарениях сердца любовью, и преданностью, и духовной радостью и экстазом, озарениях чувства и тела высшими переживаниями, озарениях динамичной деятельности в истине и обширности очищенного разума, и сердца, и души, в неизбежности божественного света и руководства, радости и силы божественной власти, которая работает в воле и ответных реакциях.
Эти опыты являются результатом открытия во вне внутреннего и глубокого внутреннего существа и природы; ибо тогда начинает проявлять себя способность души к врожденной безошибочной деятельности, её видение, её прикосновение к тому, что превосходит любое ментальное постижение; начинает проявлять себя свойственное психическому сознанию непосредственное ощущение мира и населяющих его существ, внутренний контакт с ним и прямой контакт с высшим «Я» и Божественным, — непосредственное знание, непосредственное видение Истины и всех истин, непосредственная пронизывающая духовная эмоция и чувство, интуиция верной воли и верного действия, способность руководить и создать организацию существа не ощупью, с помощью поверхностного «я», но изнутри, исходя из внутреннего истинного «я» и оккультных реальностей Природы.
… Но все эти изменения и весь этот опыт, хотя и являются психическими и духовными по сути своей, всё ещё происходят на ментальном, витальном и физическом уровне в своём проявлении и воплощении в жизни; их динамическое духовное проявление будет являть собой расцвет души в разуме, жизни и теле, но в деятельности и форме своего проявления они будут ограничены – каким бы обширными, возвышенными и одухотворенными они не являлись – низшими инструментами. Это будет отраженным и видоизмененным проявлением того, чья полная реальность, интенсивность, обширность, единство и разнообразие истины, силы и блаженства живёт над нами, над разумом, и поэтому, над любым совершенством, которое формулирует для себя разум, исходных основ или сверхструктуры нашей сегодняшней природы. Высшая духовная трансформация должна участвовать в психическом или духовно-психическом изменении; психическое движение внутрь, к внутреннему существу, высшему «Я» или Божеству внутри нас, должно завершиться открытием наверх высшему духовному статусу или высшему существованию. Это может быть осуществлено с помощью нашего открытия тому, что пребывает над нами, восхождения сознания на уровни Надразума и Сверхразума, в которых природа высшего «Я» и Духа является явной и постоянной, и в которой озаренная деятельность высшего «Я» и Духа не ограничена или разделена подобно тому, как это происходит в нашей ментальной природе, нашей витальной природе и в нашем теле. И это становится возможным с помощью психического изменения; ибо по мере того, как оно открывает нас космическому сознанию, в настоящее время скрытому от нас многими стенами нашей ограниченной индивидуальности, оно также открывает нас тому, что в настоящее время находится вне нашего обычного восприятия, ибо сокрыто от нас сильной, тяжелой и сияющей крышкой разума, — разума ограничивающего, разделяющего и ограждающего. Крышка становится тоньше, раскалывается или открывается и исчезает под давлением духовно-психического изменения и естественного стремления нового одухотворенного сознания, и последствия этого события ведут прочь от жизни к Нирване; но они рассматриваются здесь только в качестве ступеней на пути трансформации природы, которая проявляет себя таким образом. Это открытие и его последствия могут не произойти вовсе в том случае, если происходит только частичное проявление психического, которое вполне удовлетворяется опытом Божественной Реальности в обычных пределах одухотворенного разума: но если происходит пробуждение к существованию этих высших уровней суперсознания, тогда стремление к ним может сломать крышку или произвести в ней трещину. Это может произойти задолго до того, как завершается духовно-психическое изменение, даже перед тем, как оно значительно продвинулось, ибо психическая личность стала осознавать и концентрироваться на сверхсознании.
Раннее озарение свыше или наличие трещины в верхней крышке могут произойти в результате стремления или некой внутренней готовности, если оно приходит без всякого зова, то есть, без призыва какой-либо сознательной части разума, — возможно, вызванное тайной внутренней необходимостью или действием, или давлением высших уровней сознания, тем, что мы ощущаем как прикосновение Божественного Сознания, прикосновение Духа, — и результатом этого может быть чрезвычайное изменение. Но если оно происходит незрелым давлением снизу, оно может сопровождаться трудностями и опасностями, которые отсутствуют в случае полного психического проявления, предваряющего первый выход во внешние уровни нашей духовной эволюции. Однако выбор не всегда принадлежит нашей воле, ибо деятельность духовной эволюции в нас может быть совершенно разнообразной, и в соответствии с тем направлением, которому она следовала, будет происходить поворот в критический момент и любой переворот, произведенный деятельностью Сознания-Силы в его стремлении к высшему проявлению и формированию нашего существования. (13)
*
Психическая трансформация должна проявиться в полную силу или быть в последней стадии своего завершения, прежде чем может начаться третья и завершающая супраментальная трансформация; ибо только путём двойной трансформации, собственная воля Неведения может быть полностью изменена, чтобы стать духовным повиновением перед формирующей истиной и волей более высокого Сознания Беспредельности. Долгий и трудный период постоянных усилий, затрат энергии, самоконтроля и строгости личной воли, той дисциплины, которая называется тапасьей, подготавливает условия для наступления более решительной стадии, в которой состояние самоотдачи всего существа Верховному Бытию и Верховной Природе может стать полным и абсолютным. Ибо вначале необходимо пройти через стадию поиска и индивидуального усилия с центральной самоотдачей сердца и души, и разума Высшему, чтобы могла наступить следующая, промежуточная, стадия полного сознательного доверия деятельности и воле высших Сил, которые оказывают помощь личному усилию; это интегральное доверие должно стать полной самоотдачей каждой части своей и каждого движении деятельности высшей Истины в Природе. Полнота и всеобъемлющая интегральность такой самоотдачи могут произойти только в том случае, если психическая трансформация получила своё завершение или духовная трансформация добилась значительных успехов. Ибо она предполагает, что разум отказался от всех своих тенденций и ментальных формаций, идей и мнений, всех своих привычек ментального наблюдения и суждения для того, чтобы заменить их вначале интуитивным, а затем и надментальным или супраментальным функционированием, которое устанавливает в сознании ведущую роль и деятельность непосредственного Сознания-Истины, Истинного видения, Истинного распознавания, нового сознания, которое по всем своим параметрам является совершенно чужеродным для настоящей природы нашего разума. Необходим также полный отказ витального от своих желаний, эмоций, чувств, импульсов, привычной колеи ощущений, насильственного механизма деятельности и реакций для того, чтобы заместить их озаренной, лишенной желаний, свободной и, тем не менее, спонтанно и автоматически само-определяющейся силой централизованного, универсального и беспристрастного знания, силы, блаженства, инструментом проявления которых должна стать жизнь, но о которых она не ведает в настоящее время и не ощущает их бесконечную радость и силу, не считая их целью своих устремлений. Наша физическая часть должна отказаться от своих инстинктов, нужд, слепых консервативных привязанностей, установленной привычной колеи природы, её сомнений и неверия во всё, что находится за её пределами, её веры в неизбежность установленного функционирования физического разума, физической жизни и тела для того, чтобы они могли быть замещены новой силой, которая устанавливает свой собственный, более великий, закон и функционирование в форме и силе Материи. Даже бессознательное и подсознательное должны стать сознательными в нас, восприимчивыми к высшему свету, а не стоять более препятствием на пути воплощающей деятельности Сознания-Силы, но всё в большей и большей степени становиться формой и низшим основанием Духа. Всё это не может быть сделано до тех пор, пока разум, витальное или физическое сознание являются ведущими силами нашего существа или занимают доминирующее положение. Такое изменение может произойти только с помощью полного проявления души и глубокого внутреннего существа, доминирующего положения психической и духовной воли и длительного очищения и преобразования внешних и внутренних частей существа с помощью их света и силы, психического и духовного преображения всей природы.
Объединение всего существа путем разрушения стены между внутренней и внешней природой, — изменение позиции сознания от внешнего к внутреннему с последующей централизацией вокруг психического, прочное основание в этом новом положении вещей, привычная деятельность глубокого внутреннего сознания, его воли и видения и открытие индивидуальности в космическое сознание – является другим необходимым для супраментального преобразования условием. Было бы несбыточной химерой надеяться, что верховное Сознание-Истина может установить себя в узости и ограниченности нашего внешнего разума, сердца и жизни, какими бы обращенными к духовности они ни были. Все внутренние центры, прежде всего, должны открыться и проявить свою деятельность и весь потенциал своих возможностей; психическая сущность должна быть открыта и находиться впереди и руководить. Если это первое изменение, устанавливающее существо в глубоком внутреннем и более обширном, Йогическом, сознании вместо обычного сознания, не сделано, великая трансформация становится невозможной. К тому же, индивидуальность должна в значительной степени универсализироваться, она должна изменить свой индивидуальный разум и заместить его беспредельностью космической ментальности, расширить и обновить свою индивидуальную жизнь непосредственным ощущением и прямым опытом динамического движения универсальной жизни, открыть сообщение своего тела с силами универсальной Природы, прежде чем она будет способна совершить изменение, которое превосходит её настоящее космическое существование и поднимет его за пределы низшего полушария универсальности в сознание, которое принадлежит высшей духовной полусфере.
Кроме того, она должна уже быть сознательной о том, что является для неё сверхсознанием; она уже должна сознавать высший духовный Свет, Силу, Знание, Ананду, пронизанная их нисходящими влияниями, обновленная духовным изменением. Духовное открытие может произойти и его деятельность начаться перед тем, как психическая трансформация находится в последней стадии своего завершения; ибо духовное влияние свыше может служить проводником и оказывать помощь, и, в конце концов, завершить психическую трансформацию: всё, что для этого необходимо – это достаточное давление психической сущности и её стремление к духовной трансформации. Но третье, супраментальное, преобразование, не допускает нисхождения высшего Света до тех пор, пока духовная и психическая трансформации не будут полностью завершены; ибо оно может произойти только тогда, когда супраментальная сила начинает действовать непосредственно, а для этого природа должна быть полностью подготовленной. Ибо здесь существует великая несоразмерность между мощью верховной Силы и потенциалом обычной природы; низшая природа не в состоянии вынести или, с трудом вынося, не может ответить и получить или, получив, не может усвоить верховную Силу. До тех пор пока Природа не готова, супраментальная Сила должна действовать опосредованно; она проявляет себя через промежуточные силы Надразума или Интуиции, или она работает, видоизменяя себя таким образом, что наполовину трансформированное существо может быть частично или полностью восприимчивым к ней. (14)
Ссылки:
- SABCL 24:1092-93
- SABCL 24:1094
- SABCL 24:1095
- SABCL 24:1095
- SABCL 24:1609
- SABCL 24:902-03
- SABCL 24:1093
- SABCL 24:1093
- SABCL 24:1093-94
- SABCL 23:725
- SABCL 24:1223
- SABCL 24:1223-24
- SABCL 19:907-10
- SABCL 19:929-31